Венецианское биеннале настроено утопически

Печать

Актуальное искусство

Venice biennale
Осталось чуть больше месяца до открытия 53-го Венецианского биеннале, самой большой международной художественной выставки, каждые два года являющейся событием для всех кто имеет хоть какое-то отношение к современному искусству. Биеннале откроется для широкой публики 7 июня и продлится до 22 ноября. Однако его результаты станут известны еще до открытия:  4, 5 состоятся показы для прессы и жюри, а 6 июня «раздадут львов»: золотых - за лучший национальный павильон, за лучшую художественную работу выставки и серебрянного – самому многообещающему молодому художнику.
Получатели двух Золотых львов за особый вклад (Lifetime Achievement) в современное искусство уже известны: Йоко Оно (Yoko Ono) и Джон Бальдессари (John Baldessari).
Венецианское биеннале, основанное в 1895 году как «международная художественная выставка города Венеция» включает в себя выставки в национальных павильонов, заставляющих вспомнить о старой системе национального представительства, общей международной тематической выставке и специальных проектов - спутников.

В 2009 году число национальных представительств достигло рекордного числа – 77. Впервые в Биеннале будут участвовать Монтенегро, Габон, Монако и Объединенные Арабские Эмираты. К выставке в Венеции готовится и Российское министерство культуры, выделившее на выставку 5 миллионов рублей ( из требующихся 700 000 евро) и подумывающее о реконструкции русского павильона в садах Джардини, который, положа руку на сердце, уже давно находится в состоянии готовности окончательно слиться с окружающей средой.
В русском павильоне (куратор – как и на предыдущей биеннале Ольга Свиблова) будут представлены сразу 7 художников: Павел Пепперштейн, Алексей Каллима, Анатолий Журавлев, Сергей Шеховцев, Ирина Корина, Гоша Острецов, Андрей Молодкин. Другие страны обычно руководствуются правилом «один павильон – один художник», но России, намеренной «победить будущее» (таково название русской выставки) эти неписаные правила, совершенно очевидно, не указ.

Количество специальных проектов Биеннале в этом году тоже бьет рекорды. Среди 38 выставок 3 русских- «Осторожно! Музей»  проект Виноградова и Дубоссарского и Московского музея современного искусства— будет показан в Палаццо Боллани. «Этот смутный объект искусства» (дворец Ка' Реццонико), художники - Дмитрий Гутов, Борис Орлов, Владислав Мамышев-Монро, Юрий Альберт, Эмилия Кабакова и Илья Кабаков. И выставка «Безусловная любовь» (в Новом Арсенале) - АЕС+Ф, Велена Никова, Аристарх Чернышев, Вадим Захаров, Ольга Солдатова.
 
Впрочем, футуро – утопический настрой в этом году вовсе не является прерогативой русских. Общая  международная выставка объединена мотто «Создавая миры» (Making Worlds). Как объясняет директор 53-его Венецианского биеннале Даниэль Бирнбаум (Daniel Birnbaum), выбор темы объясняется его «желанием подчеркнуть процесс творения. Произведение искусства представляет собой видение мира , и если к нему серьезно относиться может быть рассмотрено как один из способов создания мира». Утопические лозунги о «будущем» и творении миров, и одновременный «вынос за скобки ожиданий, связанных с арт-рынком» (Даниэль Бирнбаум) раньше могли бы быть прочитаны как борьба с консьюмеризмом  или пикантный кураторский ход, наличие которого делает любую хорошую выставку. Однако, в ситуации мирового финансового кризиса выбор темы больше напоминает способ самогипноза.