Он позволял себе роскошь, относиться к миру несерьезно

Печать

Актуальное искусство

Sigmar Polke Польке позволял себе роскошь, относиться к миру несерьезно Вночь на 11 июня в Кельне умер от рака Зигмар Польке (Sigmar Polke), легенда немецкого современного искусства. Родившийся в польской Силезии в 1941 г., эмигрировавший из Восточной Германии в Западную в возрасте 12 лет, Польке, получил известность в Германии шестидесятых, когда он вместе с Герхардом Рихтером ( Gerhard Richter) и Конрадом Люгом (Konrad Lueg) основал направление "капиталистический реализм", ставший своего рода европейской реакцией на набиравший тогда силу в Америке поп-арт и ироническим ответом "социалистическому реализму", господствовавшему в СССР и других странах Восточного блока.
Фирменным стилем Польке, если о таковом вообще можно говорить, стал газетный растр, который он стал использовать в своих работах, как ответ на растровую технику, используемую Роем Лихтенштейном (Roy Lichtenstein), Энди Уорхолом (Andy Wahrhol) и другими поп-артистами. В нем зрители того времени видели своего рода критику масс-медиа, метафору фрагментированной реальности, видимой как бы сквозь информационную завесу. Сам же Польке писал в своей автобиографии, что обращение к растру связано скорее с его близорукостью, чем с объективными общественными реалиями. "Факт моего рождения является основополагающим для моего дальнейшего творчества, поскольку я родился с некоторым дефектом зрения. Он правда невелик, но именно эта близорукость открыла мне доступ в мир растра, получившего большое значение в моих работах".
Впрочем, верить  художнику и говорить о его принадлежности одному определенному стилю можно лишь с оговорками. Распространенная шутка о так называемом "стиле Польке", если вы идете по выставке и видите картины, которые нельзя однозначно идентифицировать, к какому направлению в современном искусстве они принадлежат, то это наверняка работы Зигмара Польке.
Международная слава пришла к Польке в семидесятых, после участия в пятой и шестой выставках Documenta. В 1986 он представлял Германию на Венецианском биеннале, получив главный приз "Золотой лев". Далее следовали другие почести, в их числе одна из самых престижных наград в современном искусстве - японская императорская премия Praemium Imperiale Award, премия Рубенса (Rubenspreis der Stadt Siegen) и швейцарская премия Roswitha Haftmann-Preis.
Несмотря на жесткую и нередко нелицеприятную позицию в определенных общественных вопросах (к примеру, в случае со смертью в тюрьме Штаммхайм Андреаса Баадера, Гудрун Энсслин и Яна Карла Распе (Andreas Baader, Gudrun Ensslin, Jan Carl Raspe), в своих работах художник всячески культивировал иронию, рисуя по собственному признанию то, что ему "повелевали высшие существа". Или как писали о нем немецкие критики, "позволял себе роскошь относиться к миру несерьезно".
Несерьезность в отношении мира у Польке превращалась в скептицизм, когда речь заходила о его контактах с миром. В последние годы художник всячески избегал контактов с прессой, ведя до последних дней замкнутую жизнь.