ВОЙНА С МУЗЕЕМ

Печать

Актуальное искусство

Абстрактная картина Жан Доланда
Целых два часа никому не бросилось это в глаза. Именно столько провисела абстрактная картина французского художника Жана Доланда в Музее Орсэ в окружении шедевров Гогена, Ван Гога и Дега. Художник пронес картину в музей под свитером, повесил ее на стену и скрылся, выражая тем самым, как сообщает газета «Le Parisien», «протест против нехватки выставочного пространства для современного искусства».
Холст был обнаружен смотрителями лишь спустя пару часов. После чего художнику позвонили из Орсе, с целью прояснить ситуацию: рядом с картиной на стену Доланд поместил также краткую творческую биографию. Художник забирать картину отказался, но предложил, в свою очередь, подарить ее Музею Орсе.
Одним протестом против музея дело, понятно, не ограничивается. В конце концов, война с музеем, напоминающая войну с ветряными мельницами, ведется вовсе не затем, чтобы превратить «кладбище» в цветущий сад, но с целью «отобрать» у художников прошлого ту значимую роль, которую они играют сегодня в средствах массовой информации и рекламе. Чего бы стоил этот протест без медиальной составляющей акции: сообщения о хэппенинге Доланда появились в большинстве европейских изданий.
Музей Орсе – уже не первая институция, в которой Доланд контрабандным образом пытался выставить свои произведения. За неделю до акции в Орсе, художник уже был задержан в Лувре, за попытку повесить свою картину размером 30х40 см среди работ художников эпохи Людовика XIV. Тогда акция была сорвана, а акционист был отпущен восвояси через 45 минут, после выяснения обстоятельств. Поскольку вред музею причинен не был, и намерения причинить таковой у художника тоже не было, Доланду удалось избежать даже денежного штрафа.
Что предпримет в связи со случившимся Музей Орсе, и примет ли он «подарок» Доланда пока неизвестно. Орсе, наряду с Лувром - один из самых посещаемых музеев мира. Выставить свою работу там, пусть даже на несколько часов, а потом наблюдать (или, по меньшей мере, представлять) как ничего не ведающие туристы рассматривают ее наряду с шедеврами прошлого, - при желании можно расценить как форму художественного эксгибиционизма, с которым классический музей вряд ли захочет возиться.