Rambler's Top100

Арт-проекты

Розовый сад
Der Rosengarten

Германия/Нидерланды, 1989/90, 112 мин., цвет.

"Розовый сад", реж. Фонс РадемакерсСтарый Аарон Райхенбах набрасывается на человека, в котором узнает врача из концентрационного лагеря, мучителя и убийцы его сестры. Суд выносит Аарону обвинительный приговор, а детоубийца уходит безнаказанным. Центральное событие фильма - казнь двадцати еврейских детей после проведения над ними медицинских экспериментов. Это реальное событие имело место в Гамбурге за несколько дней до конца войны.

Номинация на Немецкую кинопремию, 1990

Режиссер: Фонс Радемакерс
Автор сценария: Пауль Хенгге, Арт Бернд (Артур Браунер), по одноименному роману Пауля Хенгге
Монтаж: Кеес Линтхорст
Оператор: Гернот Ролл
В ролях: Максимилиан Шелл, Лив Ульман, Питер Фонда, Курт Хюбнер, Георг Маришка, Ян Никлас
Производство: CCC Filmkunst, Cannon Films (Амстердам), ZDF (Майнц), при сотрудничестве с Cannon Films (Лос-Анджелес), Globus-Pearce

И вновь фильм, посвященный страданиям детей. Дело об убийство детей и то, как обошлись с ними потом в послевоенной Германии органы юстиции, настолько тронуло Браунера, что он в конце концов лично принял участие в написании сценария. "Сходство с живыми или мертвыми персонажами не является случайным", так было заявлено в послесловии к фильму. Ответственный комендант системы концентрационных лагерей Нойенгамме, в чьем ведении в том числе находилась и школа у Булленхузской дамбы, в 1985 году был объявлен Гамбургским судом недееспособным, следствие по его делу уже было однажды приостановлено в 1967 году. Кроме всех прочих аргументов защиты, адвокатом в суде было заявлено следующее: "Следствие не установило с достаточной достоверностью, что дети слишком долго мучились, прежде, чем умереть (...). Следовательно, кроме лишения жизни, им не был причинен никакой другой вред." На момент съемок бывший комендант концентрационного лагеря абсолютно свободно жил во Франкфурте-на-Майне. Таким образом, темой фильма стали правосудие, справедливость и несправедливость.
И снова Браунер приглашает известных актеров: Лив Ульман и Максимилиана Шелла. "Придуманный им трюк, заставить Аарона молчать, удался. Тем самым он осознанно усиливает ассоциацию с евреем, выросшем в Польше, с детства привыкшем говорить на идише (...) Лишь постепенно растерянность зрителя, как и у адвоката в фильме, сменяется симпатией к Аарону. (...) Шелл, такой красноречивый в остальных своих фильмах, очень убедительно изображает немоту и неуверенное бормотание человека, пережившего душевную травму," -- такова оценка Евы-Марии Ленц во "Франкфуртер Альгемайне" от 15.11.1990.

Тексты (с) Goethe Institut
Фото (с) Deutsches Filmmuseum Frankfurt am Mein/Artur-Brauner-Archiv


Rambler's Top100 be number one