Rambler's Top100

Арт-проекты

Свидетельница из ада
Zeugin aus der Hoelle

Германия, 1965/67, 83 мин., ч/б.

"Свидетельница из ада", реж.Жика МитровичБывшую узницу лагеря уничтожения Леа Вайс вызывают в суд для дачи показаний против ее мучителя, врача концентрационного лагеря Бергера. Бергер проводил в лагере массовые стерилизации женщин, ставил на них эксперименты, насиловал. Теперь Леа - одна из жертв - в условиях современной Германии попадает под тройное давление: моральное - со стороны прокурора, которому она нужна как свидетель обвинения, физическое - со стороны бывших нацистов, которые хотят помешать ей давать показания, эмоциональное - со стороны бывшего друга по первым послевоенным годам, которому она доверила свои переживания. Адвокат, который взялся ее защищать, оказывается другом процветающего в фармацевтической промышленности Бергера и других нацистов.

Режиссер: Жика Митрович
Автор сценария: Фрида Филипович и Михаэль Мансфельд, идея Фриды Филипович
Монтаж: Катарина Стоянович, Урсула Кальбаум
Оператор: Милорад Маркович
В ролях: Ирена Папас, Хайнц Драхе, Даниэль Желин, Вернер Петерс, Жан Клаудио
Производство: CCC-Filmkunst, Avala Film (Белград)

Это единственный немецкий фильм 60-х годов, "посвященный франкфуртскому процессу над нацистскими преступниками Аушвица, хотя о самом процессе речь в нем не идет", и это "один из немногих - между прочим, до сих пор -- очень немногих отснятых в ФРГ фильмов, посвященный проблеме Холокоста в немецком послевоенном обществе."
Совместный германо-югославский фильм, съемки которого начались в 1965 году, за 12 дней до оглашения приговоров во Франкфурте, так по-настоящему и не вышел в прокат, с 1967 по 1972 год его демонстрировали в десятке кинотеатров Германии и Швейцарии, а затем на 30 лет убрали на полку. Когда его вновь показали в 1998 году во Франкфурте на торжестве в честь 80-летия Артура Браунера, он потряс не только самого присутствующего при этом продюсера.
Из (вполне понятного) страха, что "Свидетельница из ада" может быть не принята публикой, Браунер решил снять этот политический фильм, применив средства развлекательного кино. Взяв за основу популярный сериал по книге Эдгара Уоллеса, продюсеру все-таки удалось достучаться до публики, настроенной по отношению к этой теме однозначно критически. "Для большего воздействия на публику в фильме были использованы не только новые формы, но и откровенный язык, которым еще никогда до сих пор не говорило немецкое кино. Ужасы прошлого в фильме названы своими именами: преследования евреев, смерть в газовой камере, крематорий, эксперименты над заключенными, лагерный бордель, условия выживания. А также ужасы настоящего: наполненные ненавистью расистские тирады, угрозы, попытки оправдаться, ложь и фальсификации со стороны замешанных в этих событиях лиц. Благодаря выдающейся игре Ирены Папас фильм позволяет понять и оценить действительное положение свидетелей, загнанных в свои воспоминания и тем самым из обвинителей вновь превращенных в жертвы. Откровенность, с которой фильм рассказывает об ужасах прошлого и настоящего, превращает его в уникальный документ эпохи".

Тексты (с) Goethe Institut
Фото (с) Deutsches Filmmuseum Frankfurt am Mein/Artur-Brauner-Archiv


Rambler's Top100 be number one