… до 1900 года
От ремесла к промышленному производству

Первая половина 19-го века - время промышленной революции, переворота, в невиданных доселе масштабах изменившего все сферы жизни человека. Возрастает самосознание буржуазии, противопоставляющей себя правящему слою - аристократии, появляются многочисленные изобретения, которые уже с 17-го века постепенно ведут к преобразованию структуры производства и общества. В 1783 году Джеймс Уатт конструирует паровую машину, это означает, что появился независимый от природных условий источник энергии, приводящей в движение станки и механизмы. Это было первым решающим шагом к индустриализации. Начавшись в первые десятилетия 19-го века в Англии, к 1850 году она охватывает все крупнейшие государства Европы, отличавшиеся высоким уровнем благосостояния.
Перспективность промышленного производства в своей отрасли уже на раннем этапе оценил мебельный мастер Михаэль Тонет. Примерно с 1836 года он проводит последовательную рационализацию процесса производства мебели, а в 1856 году основывает первую мебельную фабрику. Не в последнюю очередь Тонет добился успеха благодаря применению разработанной им техники изготовления гнутой деревянной мебели - массивные деревянные прутья сгибаются, создаются сложные трехмерные формы, и у же не приходится, как раньше, резать и пилить дерево, что было устаревшим и дорогостоящим методом.
Тонет всю жизнь совершенствовал свое предприятие, которое благодаря экономичной организации всех подразделений стало поистине образцовым. Для нарождавшейся мебельной индустрии характерен переход от исполнения заказных работ к производству изделий определенного ассортимента, а также то обстоятельство, что большинство технологических операций теперь исполнялось необученными фабричными рабочими, а не специально подготовленными ремесленниками, как раньше.
На развитии мебельной индустрии отразился стремительный подъем металлообрабатывающей отрасли, которая уже на первом этапе промышленной революции стала движителем прогресса вообще. Благодаря своей устойчивости к погодным условиям особое распространение получает садовая мебель из чугуна или кованого железа.
В мире академического искусства во второй половине 19-го века господствует эклектика. Многие художники, скульпторы и архитекторы обращаются к историзму, что было своеобразной ответной реакцией на колоссальный прогресс в развитии техники и промышленности. Элементы исторических стилей комбинируются или "цитируются" по усмотрению художников. В рамках этого направления, историзма, можно выделить весьма заметную область - мебельную индустрию, обеспечивавшую стремительно расширяющийся рынок богато декорированными изделиями, которые обычно составлялись из предварительно выточенных деревянных деталей.
В то же время движение Arts and Crafts, виднейшим представителем которого был Уильям Моррис, рассматривает возврат к художественным ремеслам как альтернативу безликим, лишенным индивидуальных черт промышленным товарам; применяя традиционные приемы ремесла, художники этого направления создают прекрасные произведения.
Эти две тенденции - применение современных средств дизайна, с одной стороны, и их неприятие, с другой, ощущается и в искусстве стиля модерн. Творчество таких художников, как Генри ван де Вельде, в архитектуре, графике и прикладном искусстве вдохновлялось органично изогнутыми формами и линиями, мотивами африканского и японского искусства, но в то же время и стальными конструкциями тогдашних фабричных зданий и Эйфелевой башни.
Важнейшим образцом, к которому стремились эти направления искусства рубежа веков, критически противопоставлявшие себя прогрессу, стало так называемое целостное художественное произведение. Архитектура, живопись, скульптура и прикладное искусство соединяются, образуя однородный интерьер и преодолевая разъединенность человека и окружающей его безликой среды.
В отличие от Европы, в США отсутствовали столь богатые старые традиции, противостоящие новаторству. Льюис Сулливен, в конце 19 века построивший в Чикаго первые небоскребы, сформулировал принцип дизайна 20-го века: "form follows function".

Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий культурный центр им.Гете


Rambler's Top100 be number one