1900 - 1920
Первые дизайнеры

Если в Европе в начале 20-го века социальные проблемы привели к многочисленным конфликтам между владельцами предприятий и наемными работниками, то в США экономика развивалась беспрепятственно. В последней четверти 19-го века здесь были изобретены устройства, оказавшие существенное влияние на нашу жизнь в 20-и века: Томас Альва Эдисон изобрел электрическую лампочку, проигрыватель для пластинок и кнопроектор, Грэхем Белл - телефон. У этих изобретений нет исторических прообразов, формально и функционально они были радикально новаторскими и появились исключительно на основании новых возможностей и потребностей индустриального общества.
Понимание того, насколько огромна роль техники, приводит к тому, что после периода экспериментирования в 19-м веке художники и дизайнеры начинают поиск по преимуществу рациональных форм. Раньше мебель производилась по анонимным эскизам фирм, теперь же все чаще проблемами рациональных решений занимаются признанные мастера-художники. Профессия дизайнера как таковая еще не существует, прославленные архитекторы Йозеф Хоффман, Густав Зигель, Отто Вагнер, Коломан Мозер и Адольф Лоос создают эскизы мебели для массового промышленного производства, прежде всего в Вене. Разделение проекта и производства как двух принципиально различных стадий, на которых заняты разные люди, сегодня многие считают моментом, когда родился дизайн.
По примеру У.Морриса Йозеф Хоффман и Коло Мозер в 1903 году организовали Венские мастерские, их цель - добиться интенсивного взаимодействия художников и ремесленников - исполнителей проектов. При этом рациональные, подверженные влиянию индустрии формы во многом были сохранены. Изделия Венских мастерских часто настолько явно подчинены геометрическим формам, что в них нередко видели, по тогдашнему выражению, "диктатуру квадрата".
Еще одной причиной постепенного исчезновения традиционного орнамента в декоре были стимулы, исходившие от неевропейских культур. Художники и дизайнеры начинают отдавать предпочтение четким выразительным формам и отходить от академических канонов.
Так, влияние дальневосточных мотивов проявляется в творчестве Шарля Рене Макинтоша (стиль модерн) и столь выдающегося архитектора, каким был в начале 20-го века Фрэнк Ллойд Райт. Вдохновлявшийся африканским искусством кубизм, сфера которого, в сущности, ограничивалась изобразительным искусством, в Праге применяется архитекторами и проектировщиками, и в результате возникает интересный стилистический феномен - чешский кубизм. В 1910-1925 гг он дал в архитектуре целый ряд новаторских объектов, которые были как бы составленными из геометрических форм и кристаллических структур. Дискуссия, развернувшаяся в 1914 году, весьма характерная в том, что касалось статуса дизайна в начале 20-го века, позволила выработать различные позиции и подходы к индустриальному дизайну. Генри ван де Вельде, руководителю Веймарской Школы художественных ремесел, принадлежит мысль о том, что индустриальное производство не должно вытеснить индивидуальность объектов, Герман Мутезиус, основатель Немецкого союза заводов (1907г), напротив, ратовал за максимальную стандартизацию.

Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий культурный центр им.Гете


Rambler's Top100 be number one