|  
       1921 - 1930 
        Прорыв модернизма 
      Экономический подъем, начавшийся спустя несколько лет после окончания 
        Первой мировой войны, вызывает оптимистические настроения и общее оживление 
        в крупнейших городах Европы и Америки. Огромные офисные центры и магазины, 
        автомобили и трамвай доминируют в облике городов. Художники и интеллигенция 
        еще до войны создавали свои объединения и многочисленные авангардистские 
        группы, теперь же модернизм осуществляет решительный прорыв. В картинах 
        художников Василия Кандинского, П. Мондриана и Казимира Малевича выразились 
        принципы абстрактного искусства, которым в архитектуре и прикладном искусстве 
        соответствовало новое понимание пространства. 
        Возникшее в 1917 году движение De-Stijl, возглавляемое Тео ван Дусбургом, 
        участником которого стал также архитектор Геррит Ритвелд, соединило строгий 
        рационализм и одухотворенное, почти мистическое понимание искусства. Пространство 
        и плоскость в работах художников этого направления ограничены строго прямоугольной 
        композицией, из красок используются только чистый красный, желтый и синий. 
        Геррит Ритвелд воплотил эту концепцию весьма впечаляющим образом в своем 
        "Красно-синем стуле" (1918-1924), а также в архитектуре, например 
        в Доме Шредера (1924). 
        Одним из крупнейших центров художественного авангарда 20-х годов стал 
        Баухаус, основанный в 1919 году в Веймаре Вальтером Гропиусом. 
        Первоначально Баухаус находился под влиянием идей движения De Stijl, но 
        затем все больше ориентируется на практические задачи и их общественную 
        значимость. Архитекторы, мастера прикладного искусства, живописцы и скульпторы, 
        а также многочисленные приглашенные профессора работали здесь в тесном 
        сотрудничестве, благодаря чему были разработаны идеи, которые в значительной 
        мере сформировали современный дизайн. Во всех областях прикладного искусства 
        велся поиск возможностей сочетания лаконичной функциональной формы изделий 
        и потребностей людей в эпоху, характер которой определяют промышленность 
        и техника. 
        Важным шагом в данном направлении стал в 1925 году проект мебели для дома, 
        изготовленной из стальных трубок, предложенный Марселем Брейером, а также 
        первый стул нежесткой конструкции Людвига Миса ван дер Роэ.  
        Стальные трубки оказались идеальным материалом для массового производства 
        мебели, их строгий "гигиеничный" внешний вид соответствовал 
        идеям авангарда о мебели, отвечающей духу времени. Поэтому за короткое 
        время они стали излюбленным материалом дизайнеров и строителей. 
        Ле Корбюзье, Рене Хербст и Эйлин Грей во Франции были художниками, оказавшими 
        наибольшее влияние на дальнейшее развитие дизайна. Мебель из стальных 
        трубок у них отличается тем, что в ней часто используются мягкие подушки 
        или, как в работах Пьера Шаро, элементы стиля Арт-деко, в то время господствовавшего 
        во Франции. 
        В России, ставшей после Октябрьской ренволюции 1917 года первой страной 
        под властью коммунистов, появляется еще один центр авангарда. Группа московских 
        художников выдвигает требование радикально абстрактной и динамичной формы, 
        это направление получило название конструктивизма и супрематизма. Многие 
        его представители увидели в коммунизме возможность для воплощения своих 
        идей, связанных с индустриальным производством в коллективно организованном 
        обществе. 
       
      Текст(с)Музей дизайна "Витра" 
        Перевод на русский(с) Немецкий 
        культурный центр им.Гете 
       |