1921 - 1930
Прорыв модернизма

Экономический подъем, начавшийся спустя несколько лет после окончания Первой мировой войны, вызывает оптимистические настроения и общее оживление в крупнейших городах Европы и Америки. Огромные офисные центры и магазины, автомобили и трамвай доминируют в облике городов. Художники и интеллигенция еще до войны создавали свои объединения и многочисленные авангардистские группы, теперь же модернизм осуществляет решительный прорыв. В картинах художников Василия Кандинского, П. Мондриана и Казимира Малевича выразились принципы абстрактного искусства, которым в архитектуре и прикладном искусстве соответствовало новое понимание пространства.
Возникшее в 1917 году движение De-Stijl, возглавляемое Тео ван Дусбургом, участником которого стал также архитектор Геррит Ритвелд, соединило строгий рационализм и одухотворенное, почти мистическое понимание искусства. Пространство и плоскость в работах художников этого направления ограничены строго прямоугольной композицией, из красок используются только чистый красный, желтый и синий. Геррит Ритвелд воплотил эту концепцию весьма впечаляющим образом в своем "Красно-синем стуле" (1918-1924), а также в архитектуре, например в Доме Шредера (1924).
Одним из крупнейших центров художественного авангарда 20-х годов стал Баухаус, основанный в 1919 году в Веймаре Вальтером Гропиусом.
Первоначально Баухаус находился под влиянием идей движения De Stijl, но затем все больше ориентируется на практические задачи и их общественную значимость. Архитекторы, мастера прикладного искусства, живописцы и скульпторы, а также многочисленные приглашенные профессора работали здесь в тесном сотрудничестве, благодаря чему были разработаны идеи, которые в значительной мере сформировали современный дизайн. Во всех областях прикладного искусства велся поиск возможностей сочетания лаконичной функциональной формы изделий и потребностей людей в эпоху, характер которой определяют промышленность и техника.
Важным шагом в данном направлении стал в 1925 году проект мебели для дома, изготовленной из стальных трубок, предложенный Марселем Брейером, а также первый стул нежесткой конструкции Людвига Миса ван дер Роэ.
Стальные трубки оказались идеальным материалом для массового производства мебели, их строгий "гигиеничный" внешний вид соответствовал идеям авангарда о мебели, отвечающей духу времени. Поэтому за короткое время они стали излюбленным материалом дизайнеров и строителей.
Ле Корбюзье, Рене Хербст и Эйлин Грей во Франции были художниками, оказавшими наибольшее влияние на дальнейшее развитие дизайна. Мебель из стальных трубок у них отличается тем, что в ней часто используются мягкие подушки или, как в работах Пьера Шаро, элементы стиля Арт-деко, в то время господствовавшего во Франции.
В России, ставшей после Октябрьской ренволюции 1917 года первой страной под властью коммунистов, появляется еще один центр авангарда. Группа московских художников выдвигает требование радикально абстрактной и динамичной формы, это направление получило название конструктивизма и супрематизма. Многие его представители увидели в коммунизме возможность для воплощения своих идей, связанных с индустриальным производством в коллективно организованном обществе.

Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий культурный центр им.Гете


Rambler's Top100 be number one