|  
       1931 - 1940 
        Авангард, стайлинг, репрессии 
      Уже в 1928 году биржевой крах положил конец экономическому подъему, начавшемуся 
        в 20-е годы; разразился мировой экономический кризис. 
        В Европе и США растет безработица, правительства не в состоянии преодолеть 
        последствия неограниченного развития капитализма. В России, Германии, 
        Италии и Испании экономический кризис стал субстратом для тоталитарных 
        режимов, которые, захватив власть, уже в скором времени подчиняют себе 
        и все области жизни государства, в том числе и художественную жизнь. В 
        Италии фашистский режим выступает как покровитель модернистской архитектуры 
        и дизайна. Движение футуристов, с их культом технического прогресса, фашизмом 
        также было поставлено себе на службу. 
        Намного грубее действовал германский национал-социализм после захвата 
        власти в 1933 году. Многие художественные новшества 20-х годов клеймились 
        как "вырождение" искусства. Баухаус в 1933 году был закрыт, 
        все видные преподаватели - Вальтер Гропиус, Марсель Брейер и Март Штам 
        были вынуждены эмигрировать. Пропагандировались скромность и единообразие 
        в быту, в то же время общественные здания строились с применением стилизованных 
        исторических форм, напыщенных и грандиозных, которым надлежало воплощать 
        всемогущество партии. В борьбе с последствиями экономического кризиса 
        в США принимаются активные меры для того, чтобы снова поставить на ноги 
        рухнувшую индустрию и сельское хозяйство. Государство делает крупные строительные 
        заказы, создает новые рабочие места. Дизайн теперь рассматривают как инструмент, 
        с помощью которого можно позитивно влиять на маркетинг и экономический 
        успех тех или иных разработок. С этой целью создаются первые дизайнерские 
        бюро, в которых разрабатывается промышленный дизайн с учетом важнейших 
        экономических и рыночных стратегий. 
        Поиск привлекательной стилистики содействовал распространению так называемых 
        обтекаемых форм. Первоначально они служили для улучшения аэродинамических 
        характеристик автотранспортных средств, кораблей и самолетов, но вскоре 
        такие формы стали преобладать и в дизайне простой бытовой техники. Динамический 
        и органичный дизайн обеспечивался, в частности, применением первых синтетических 
        материалов и новых технологий. Блестящие хромированные детали автомобилей, 
        технических устройств и мебели отражали техническое совершенство и комфортность 
        быта, не желавшего отставать от прогресса. 
        Мебель из стальных трубок, вначале пользовавшаяся спросом лишь у немногочисленных 
        любителей, стала товаром широкого потребления. После фундаментального 
        новаторства авангардистов 20-х годов эксперименты многих дизайнеров становятся 
        более глубокими, художники обращаются к массовому производству. Жан Пруве 
        в своих архитектурных проектах и мебельных эскизах использует элементы 
        современного самолетостроения, применяет новые материалы - алюминий и 
        плексиглаз. Изготовление раздвижной эргономичной мебели становится важной 
        отраслью индустрии. 
        Значительного прогресса в области преобразоваия древесины добился финский 
        дизайнер мебели и архитектор Алвар Аальто. Последовательный рационалист, 
        он разрабатывает мебель из слоистой древесины, поддающейся изгибанию, 
        ее органичные формы оказались столь же перспективными, как и деревянная 
        мебель, предложенная Джералдом Саммерсом. 
       
      Текст(с)Музей дизайна "Витра" 
        Перевод на русский(с) Немецкий 
        культурный центр им.Гете 
       |