1931 - 1940
Авангард, стайлинг, репрессии

Уже в 1928 году биржевой крах положил конец экономическому подъему, начавшемуся в 20-е годы; разразился мировой экономический кризис.
В Европе и США растет безработица, правительства не в состоянии преодолеть последствия неограниченного развития капитализма. В России, Германии, Италии и Испании экономический кризис стал субстратом для тоталитарных режимов, которые, захватив власть, уже в скором времени подчиняют себе и все области жизни государства, в том числе и художественную жизнь. В Италии фашистский режим выступает как покровитель модернистской архитектуры и дизайна. Движение футуристов, с их культом технического прогресса, фашизмом также было поставлено себе на службу.
Намного грубее действовал германский национал-социализм после захвата власти в 1933 году. Многие художественные новшества 20-х годов клеймились как "вырождение" искусства. Баухаус в 1933 году был закрыт, все видные преподаватели - Вальтер Гропиус, Марсель Брейер и Март Штам были вынуждены эмигрировать. Пропагандировались скромность и единообразие в быту, в то же время общественные здания строились с применением стилизованных исторических форм, напыщенных и грандиозных, которым надлежало воплощать всемогущество партии. В борьбе с последствиями экономического кризиса в США принимаются активные меры для того, чтобы снова поставить на ноги рухнувшую индустрию и сельское хозяйство. Государство делает крупные строительные заказы, создает новые рабочие места. Дизайн теперь рассматривают как инструмент, с помощью которого можно позитивно влиять на маркетинг и экономический успех тех или иных разработок. С этой целью создаются первые дизайнерские бюро, в которых разрабатывается промышленный дизайн с учетом важнейших экономических и рыночных стратегий.
Поиск привлекательной стилистики содействовал распространению так называемых обтекаемых форм. Первоначально они служили для улучшения аэродинамических характеристик автотранспортных средств, кораблей и самолетов, но вскоре такие формы стали преобладать и в дизайне простой бытовой техники. Динамический и органичный дизайн обеспечивался, в частности, применением первых синтетических материалов и новых технологий. Блестящие хромированные детали автомобилей, технических устройств и мебели отражали техническое совершенство и комфортность быта, не желавшего отставать от прогресса.
Мебель из стальных трубок, вначале пользовавшаяся спросом лишь у немногочисленных любителей, стала товаром широкого потребления. После фундаментального новаторства авангардистов 20-х годов эксперименты многих дизайнеров становятся более глубокими, художники обращаются к массовому производству. Жан Пруве в своих архитектурных проектах и мебельных эскизах использует элементы современного самолетостроения, применяет новые материалы - алюминий и плексиглаз. Изготовление раздвижной эргономичной мебели становится важной отраслью индустрии.
Значительного прогресса в области преобразоваия древесины добился финский дизайнер мебели и архитектор Алвар Аальто. Последовательный рационалист, он разрабатывает мебель из слоистой древесины, поддающейся изгибанию, ее органичные формы оказались столь же перспективными, как и деревянная мебель, предложенная Джералдом Саммерсом.

Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий культурный центр им.Гете


Rambler's Top100 be number one