1961 - 1970
Потребление и протест

Бум индустрии и торговли продержался до середины 60-х годов. В некоторых европейских государствах даже наблюдалась нехватка рабочей силы, сюда едут иностранные рабочие из Южной Европы. Западные индустриальные государства достигли стадии насыщения, когда большинство жилых домов уже оснащено всей необходимой техникой. Тем не менее спрос поддерживается с помощью рекламы и недолговечной продукции. Содержание и основы общества потребления становятся темами художественного творчества. Если представители поп-арта изображают консервные банки и рекламные символы, чтобы вызвать у зрителей сомнение в правомерности противопоставления искусства и пошлости, то поп-группы, прежде всего Битлз, становятся идолами молодежи, рвущейся прочь от благополучного существования. Первые успехи в освоении космоса порождают фантазии о путешествиях во вселенной, они перерабатываются кинематографом, модой, а также и мебельным дизайном.
Если критика существующего общественного строя в итоге привела к студенческим волнениям 1968 года и движению хиппи, то в мебельном дизайне перемены наметились еще в начале 60-х годов. Причиной их, помимо изменения идеологии, было расширение технических и дизайнерских возможностей, обозначившихся уже на первом этапе внедрения синтетических материалов. Как и раньше, многие дизайнеры стремятся просто использовать экономические преимущества новых материалов, но другие мастера видят и творческий потенциал синтетики. Эти материалы можно как угодно формовать и окрашивать, они подсказывают решения в нерезких органичных обтекаемых формах, которые кажутся цельнолитыми. Датчанину Вернеру Пантону впервые удалось спроектировать стул, изготовленный из цельного куска пластмассы. Большее влияние оказали также работы Джо Коломбо, он создает новаторские изделия из пластмасс, отличающиеся индивидуальными и последовательно выдержанными формами, а также футуристическими пространственными решениями.
Такие группы, как Archizoom Associati, Studio 65, Strum, примерно с 1965 года привлекают внимание общественности утопическими архитектурными проектами, экспериментальной мебелью и организацией хэппенингов. Они стремятся показать альтернативу строгому и целесообразному подразделению пространства, рационалистической "прямоугольной" архитектуре и мебели, которые стесняют свободу своих пользователей и изолируют их от других людей.
Концепции совместного проживания в коммунах соответствуют пестрые жилые ландшафты, составляемые из органичных мягких элементов и призванные преодолеть взаимную отчужденность людей. Скульптурные формы мебели обеспечиваются применением пенистого полиуретана, которому можно придать произвольные мягкие формы, сохраняющиеся и без внутренних опорных конструкций. Появляются первые образцы надувной мебели, провоцирующие своей необычностью; их привлекательность обусловлена органичным сочетанием материала и структуры. В многообразных экспериментах ощущается творчески освоенное влияние поп-арта и оп-арта, а также мотивы, заимствованные из комиксов, попмузыки или порожденные наркотическими галлюцинациями.
В то же время зарождается постмодернизм, прежде всего в архитектуре; его основный принципы сформулировал американский архитектор Роберт Вентури в своей работе, опубликованной в 1966 году. Вместо последовательного стремления к новизне, которое является отличительной чертой модернизма, Вентури провозгласил новый эклектицизм, сознательно обращенный к уже существующим традициям и стилям.

Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий культурный центр им.Гете


Rambler's Top100 be number one