1971 - 1980
Возвращение модернизма

Социальные волнения конца 60-х годов не привели к перевороту существующего порядка, однако дали множество новых импульсов. Стратегия ядерного устрашения и противостояние Востока и Запада сопровождались непрекращающимися идеологическими дебатами, между тем Римский клуб в 1972 году впервые указал на опасность экологических бедствий, вызванных варварским обращением с природной средой и представляющих угрозу для человечества. Впервые эти проблемы были доведены до сведения широких кругов. В 1972 году на большой выставке "The New Domestic Landscape", организованной нью-йоркским Музеем современного искусства, было высоко оценено международное значение итальянского дизайна, это содействовало популяризации нетрадиционных идей итальянских дизайнеров. Энергетический кризис 1973 года подорвал веру в прогресс, и в результате мебель из пластмассы - до того времени она была символом всего современного дизайна - почти совершенно уходит со сцены. На смену беззаботным экспериментам приходят проекты, темой которых становится экологически чистые продукты и экологические промышленные процессы.
Разумной альтернативой пластмассовой мебели считается серия мебели из картона "Easy Edges" архитектора Фрэнка О. Гери. По его методу можно также изготавливать из картона свободные фантастические формы, переработка и вторичная утилизация картона не представляет проблемы.
Участником радикального дизайнерского движения в Италии, во главе которого были группы Archizoom Associati или Superstudio, разрабатывавшие в конце 60-х - начале 70-х годов социально-утопические проекты, является дизайнер Гаэтано Песке. Он ведет поиск новаторских процессов производства, которые, с одной стороны, гарантировали бы возможность серийного производства, с другой же, благодаря диверсификации - расширению ассортимента продукции, позволяют каждому объекту иметь собственный индивидуальный облик. В высшей степени индивидуальная эстетика Песке отчетливо напоминает произведения, относящиеся к направлению Arte povera.
Менее экспериментальный по своему характеру концептуальный дизайн - цель итальянцев Паоло Деджанелло и Энцо Мари. Деджанелло во многих проектах пытается структурировать производственный процесс таким образом, чтобы отдельные компоненты мебели изготавливались различными производителями или чтобы мебель составлялась из заготовок-полуфабрикатов. Это позволило бы снизить инвестиционные затраты производителя конечной продукции. Данная концепция явственно прочитывается и в необычном внешнем облике мебели, напоминающем технику коллажа. Мари, напротив, любые эстетические требования подчиняет принципу ответственности дизайнера, который должен создавать проекты, адекватные современным социальным условиям.
По принципу Нового ремесла, которое не исключает применения высоких технологий, разрабатываются проекты группы Алхимия, основанной в 1976 году. В отличие от подходов авангардистов, которые, порождая новые идеи, реагировали на изменения условий жизни, для "Алхимии" характерны принципы постмодернизма - преследуются скорей художественно-эстетические цели. Генератор идей этой группы - Алессандро Мендини, пропагандирующий язык форм, состоящий из исторических стилевых цитат, банальных бытовых предметов и китча; в то же время художник подчеркивает духовные и метафизические аспекты дизайнерского творчества. Мнение, что авангард отжил свое и уже невозможно создание формально новых проектов, выразилось и в ре-дизайне Мендини, в этих работах он перерабатывает и различным образом декорирует известные мебельные проекты дизайнеров прошлого.

Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий культурный центр им.Гете


Rambler's Top100 be number one