1981 - 1990
Дизайн как стиль жизни

Под влиянием международного экономического подъема и значительных успехов в области электронной обработки и передачи информации, на первый план выходят личное преуспеяние и комфортность жизни, а социально-политические идеалы, актуальные для движения 1968 года, утрачивают свое значение. Средства коммуникации и компьютеры внедряются в личную сферу жизни человека, поэтому она приобретает все большее значение и даже становится рабочим местом. Дизайн выражает личный стиль жизни, он теперь - символ статуса в обществе и моды. После ангажированных концептуальных проектов 70-х годов появляются многочисленные новые подходы, которые отражают не столько интерес к принципиальному решению проблем, сколько к индивидуальной эстетике. Помимо многих индивидуалов, которые почитаются как "звезды" дизайна, в сущности, невозможно назвать значительные течения и направления, речь идет в лучшем случае лишь о тенденциях. Последняя успешная попытка выдвинуть новую концепцию дизайна - это работа группы "Мемфис", организованной в 1980 году в Милане. В нее входят, в частности, Этторе Соттсасс и Микеле де Луччи. Если Соттсасс прославился в 50-х годах как один из лучших дизайнеров во всем мире, то де Луччи - выходец из радикального дизайнерского движения начала 70-х годов. "Мемфис" непосредственно связывает свою работу с формирующимся сегодня обществом коммуникации, дизайнеры этой группы высказываются в том смысле, что объект, отвечающий требованиям современной эпохи, должен обладать функцией носителя информации, как и другие информационные средства он должен передавать сообщение. Практические качества тем самым играют не менее важную роль, чем значение объекта как носителя сообщения. В этом смысле проекты "Мемфисцев" провоцируют своими наивно-абстрактными формами и оформлением поверхностей, выполненных из разноцветного и орнаментированного ламината. Они предстают как продукция мира, в котором искусство и кич слиты воедино, и служат выражением аполитичного девиза "anything goes". Менее программный характер, однако столь же яркая выразительность свойственны работам Филиппе Старка, выдающегося мастера современного дизайна. Будучи промышленным дизайнером, он чрезвычайно плодотворно работает во многих областях, его оригинальные, элегантные проекты оказывают влияние на дизайнеров всего мира. В этих эстетически привлекательных и нередко не лишенных юмора объектах, предназначенных для широких кругов, верно переданы вкусы нашего времени.
Живущий в Лондоне Рон Арад, напротив, сваривает уникальную мебель из металла и этим подчеркивает художественную ценность своих работ. Он представляет тенденцию дизайна, в котором стекло, бетон, пакля и прочие необычные материалы превращаются в экстравагантную мебель. Стилевое многообразие варьирует от экспрессивно грубых работ Арада и объектов Стилетто, напоминающих вещи readymade, до необарочных работ Андре Дюбрейля. Если в Германии и Англии популярна эстетика простоты и грубоватости, то в Италии и Франции вновь возрождается интерес к замысловатой салонной обстановке.
Намеренно безлики и сдержанны работы англичанина Джаспера Моррисона, они отличаются формальной последовательностью и использованием лишь самого необходимого материала. В них уже намечается возврат к прагматическому дизайну, который в последнее время ищет контактов с промышленностью. Изменение бытовых привычек под влиянием новых информационных технологий играет здесь не менее важную роль, чем требования экологии.

Текст(с)Музей дизайна "Витра"
Перевод на русский(с) Немецкий культурный центр им.Гете


Rambler's Top100 be number one