Масштаб имеет значение
[Елена Герусова]
"КоммерсантЪ", №63, 11.04.2003

В Новом выставочном зале Музея городской скульптуры открылась выставка "Масштаб дизайна: 100 классических стульев" из музея дизайна "Витра" немецкого города Вайль-на-Рейне.
Масштаб представленных стульев -- один к шести. Сто копий размером с ладонь. Каждая установлена на отдельном белом подиуме в стеклянном боксе. Похоже на какой-то сюрреалистический лес: по нему бродят старушки, поджимающие губы при виде радикальных (в 1930-е годы) стульев Марселя Бройера и Геррита Ритвельда и с чувством блаженной ностальгии замирающие у витрин с венскими стульями Тоннета или у кресла-качалки Кона. Передовые домохозяйки с удивлением узнают в моделях, придуманных еще в начале прошлого века Фрэнком Райтом или Чарльзом Макинтошем или полвека спустя Ле Корбюзье, образцы, и сейчас украшающие витрины мебельных салонов.
Младенец в розовом комбинезоне, путешествуя сквозь рощу крошечных стульев на руках у родителей, особенно оживлялся у какого-нибудь шестиногого или пухлого красного стула Гаэтано Пеше или у экстравагантных табуретов Филиппа Старка. Он играл и развлекался. Потому что размер действительно имеет значение. Ради бога, можно на этой выставке проследить "историю стула", а то и удариться в какие-нибудь философские опыты. Но игрушечный масштаб уравнивает все формы, сколь бы радикальными или консервативными они ни были.
Создатели коллекции -- авторы идеи Александр фон Вегезак и Маттиас Криз и исполнители Томас Швайкерт и Мирослав Мелески показывают стул начиная с конца XIX века, то есть примерно с того момента, когда у стула появился автор, не краснодеревщик, а дизайнер. Анонимные стулья на выставке можно пересчитать по пальцам одной руки. В Петербург привезли сотню макетов, то есть ровно половину сделанных с 1992 года. Кстати, здание музея дизайна "Витра", где обычно эти крошки и стоят, построил Фрэнк Гери, его стулья тоже есть на выставке. Они, как и стулья, скажем, Джаспера Морриса, в качестве городской скульптуры украсили бы урбанистический пейзаж, но при другом масштабе. Кстати, далеко не все из составивших коллекцию стульев такие уж классические, некоторые из них скорее хрестоматийные, но есть и восхитительные незнакомые, даже диковатые образцы, сверкнувшие в истории дизайна и свалившиеся навсегда в какой-нибудь все сохраняющий каталог.
Однако в итоге все это не так уж и важно, потому что счастливыми с выставки уходят абсолютно все. И те, кто просто хотел бы поместить тот или иной стульчик в свой кукольный домик. И те, кто со знанием дела изучал сопровождающие выставку чертежи. Может, и правда все дело в масштабе?


Rambler's Top100 be number one