|  
       Масштаб имеет значение 
        [Елена Герусова] 
        "КоммерсантЪ", 
        №63, 11.04.2003 
      В Новом выставочном зале Музея городской скульптуры открылась выставка 
        "Масштаб дизайна: 100 классических стульев" из музея дизайна 
        "Витра" немецкого города Вайль-на-Рейне.  
        Масштаб представленных стульев -- один к шести. Сто копий размером с ладонь. 
        Каждая установлена на отдельном белом подиуме в стеклянном боксе. Похоже 
        на какой-то сюрреалистический лес: по нему бродят старушки, поджимающие 
        губы при виде радикальных (в 1930-е годы) стульев Марселя Бройера и Геррита 
        Ритвельда и с чувством блаженной ностальгии замирающие у витрин с венскими 
        стульями Тоннета или у кресла-качалки Кона. Передовые домохозяйки с удивлением 
        узнают в моделях, придуманных еще в начале прошлого века Фрэнком Райтом 
        или Чарльзом Макинтошем или полвека спустя Ле Корбюзье, образцы, и сейчас 
        украшающие витрины мебельных салонов.  
        Младенец в розовом комбинезоне, путешествуя сквозь рощу крошечных стульев 
        на руках у родителей, особенно оживлялся у какого-нибудь шестиногого или 
        пухлого красного стула Гаэтано Пеше или у экстравагантных табуретов Филиппа 
        Старка. Он играл и развлекался. Потому что размер действительно имеет 
        значение. Ради бога, можно на этой выставке проследить "историю стула", 
        а то и удариться в какие-нибудь философские опыты. Но игрушечный масштаб 
        уравнивает все формы, сколь бы радикальными или консервативными они ни 
        были.  
        Создатели коллекции -- авторы идеи Александр фон Вегезак и Маттиас Криз 
        и исполнители Томас Швайкерт и Мирослав Мелески показывают стул начиная 
        с конца XIX века, то есть примерно с того момента, когда у стула появился 
        автор, не краснодеревщик, а дизайнер. Анонимные стулья на выставке можно 
        пересчитать по пальцам одной руки. В Петербург привезли сотню макетов, 
        то есть ровно половину сделанных с 1992 года. Кстати, здание музея дизайна 
        "Витра", где обычно эти крошки и стоят, построил Фрэнк Гери, 
        его стулья тоже есть на выставке. Они, как и стулья, скажем, Джаспера 
        Морриса, в качестве городской скульптуры украсили бы урбанистический пейзаж, 
        но при другом масштабе. Кстати, далеко не все из составивших коллекцию 
        стульев такие уж классические, некоторые из них скорее хрестоматийные, 
        но есть и восхитительные незнакомые, даже диковатые образцы, сверкнувшие 
        в истории дизайна и свалившиеся навсегда в какой-нибудь все сохраняющий 
        каталог.  
        Однако в итоге все это не так уж и важно, потому что счастливыми с выставки 
        уходят абсолютно все. И те, кто просто хотел бы поместить тот или иной 
        стульчик в свой кукольный домик. И те, кто со знанием дела изучал сопровождающие 
        выставку чертежи. Может, и правда все дело в масштабе?  
     |