Роль стула в истории мира
[Надежда Демкина]
"Невское время", 16.04.2003

Раз стул, два стул, три, пять, двадцать семь, пятьдесят четыре стула... Со счету вы не собьетесь - целый батальон стульев в количестве 100 штук высадился десантом в новом выставочном зале музея, что у Александро-Невской лавры. Это всего лишь десятая часть коллекции, которая создается с 1992 года при мебельной фабрике "Витра" в одноименном музее дизайна. Не пугайтесь за выставочный зал - модели самых известных классических стульев XX века выполнены в масштабе 1:6, поэтому музей не пострадал и даже не напоминает склад мебели. Скорее нужно опасаться за сами модели: они стоят на высоких тумбах под стеклянными колпаками, и места для прохода между рядами не так уж много, так что посетители ходят церемонно, соблюдая строгую очередность.
Так, наверное, выглядит рай для дизайнеров: все можно в подробностях рассмотреть, от виндзорского стула (вторая половина XIX века) до стульев Филиппа Старка (который продолжает творить сейчас). Все подписано, масса сопроводительной информации, издан роскошный каталог. Но если бы кураторы этим и ограничились, это была бы всего лишь выставка, интересная узкому кругу посвященных в перипетии истории развития дизайнерской мысли. Это было бы наглядным пособием к учебнику по истории дизайна, красивым макетом для занятий со студентами. Однако не испугавшись пафоса, кураторы связали историю стула как предмета дизайна с историей ни много ни мало - всего XX века. Девять стендов, развешанных по стенам, рассказывают о девяти десятилетиях прошлого века и о том, как дизайн мебели изменялся так же динамично, как сам быт, то есть - сама жизнь. Робкие шаги в конце XIX века от производства ремесленного к промышленному, модернизм, авангард, дизайн в период Второй мировой войны, экономический прорыв в 50-е годы и массовое производство, общество потребления 60-х и протест хиппи, наконец, дизайн как стиль жизни в 80-х. Эти тексты читаются как увлекательный роман, который художник проиллюстрировал почему-то только стульями всех видов и форм. Под каждым стендом - краткая хроника десятилетия: революции, войны, смены правительств, культовые фильмы и роковые повороты в дизайне.
Такая трактовка истории не выглядит натянутой, более того, чем дольше рассматриваешь все под таким углом зрения, тем более убедительным кажется открывающийся вид. Попробуйте заменить стул столом или шкафом - так просто это не получится сделать. Стул более лаконичен, чем шкаф, более конструктивен и требует большей технологичности решения. Стол без стульев - более бесполезный предмет, чем стул без стола. Стул к тому же - отличительный знак европейской цивилизации: не на подушках сидим, не на коврах, не на циновках, и вообще, не на полу, а над полом, на стуле! Доклады и мастер-класс, которые проводятся на выставке, призваны научно подтвердить эту парадоксальную на первый взгляд роль стула в истории мира.


Rambler's Top100 be number one