|  
       Роль стула в истории мира 
        [Надежда Демкина] 
        "Невское 
        время", 16.04.2003 
      Раз стул, два стул, три, пять, двадцать семь, пятьдесят четыре стула... 
        Со счету вы не собьетесь - целый батальон стульев в количестве 100 штук 
        высадился десантом в новом выставочном зале музея, что у Александро-Невской 
        лавры. Это всего лишь десятая часть коллекции, которая создается с 1992 
        года при мебельной фабрике "Витра" в одноименном музее дизайна. 
        Не пугайтесь за выставочный зал - модели самых известных классических 
        стульев XX века выполнены в масштабе 1:6, поэтому музей не пострадал и 
        даже не напоминает склад мебели. Скорее нужно опасаться за сами модели: 
        они стоят на высоких тумбах под стеклянными колпаками, и места для прохода 
        между рядами не так уж много, так что посетители ходят церемонно, соблюдая 
        строгую очередность.  
        Так, наверное, выглядит рай для дизайнеров: все можно в подробностях рассмотреть, 
        от виндзорского стула (вторая половина XIX века) до стульев Филиппа Старка 
        (который продолжает творить сейчас). Все подписано, масса сопроводительной 
        информации, издан роскошный каталог. Но если бы кураторы этим и ограничились, 
        это была бы всего лишь выставка, интересная узкому кругу посвященных в 
        перипетии истории развития дизайнерской мысли. Это было бы наглядным пособием 
        к учебнику по истории дизайна, красивым макетом для занятий со студентами. 
        Однако не испугавшись пафоса, кураторы связали историю стула как предмета 
        дизайна с историей ни много ни мало - всего XX века. Девять стендов, развешанных 
        по стенам, рассказывают о девяти десятилетиях прошлого века и о том, как 
        дизайн мебели изменялся так же динамично, как сам быт, то есть - сама 
        жизнь. Робкие шаги в конце XIX века от производства ремесленного к промышленному, 
        модернизм, авангард, дизайн в период Второй мировой войны, экономический 
        прорыв в 50-е годы и массовое производство, общество потребления 60-х 
        и протест хиппи, наконец, дизайн как стиль жизни в 80-х. Эти тексты читаются 
        как увлекательный роман, который художник проиллюстрировал почему-то только 
        стульями всех видов и форм. Под каждым стендом - краткая хроника десятилетия: 
        революции, войны, смены правительств, культовые фильмы и роковые повороты 
        в дизайне.  
        Такая трактовка истории не выглядит натянутой, более того, чем дольше 
        рассматриваешь все под таким углом зрения, тем более убедительным кажется 
        открывающийся вид. Попробуйте заменить стул столом или шкафом - так просто 
        это не получится сделать. Стул более лаконичен, чем шкаф, более конструктивен 
        и требует большей технологичности решения. Стол без стульев - более бесполезный 
        предмет, чем стул без стола. Стул к тому же - отличительный знак европейской 
        цивилизации: не на подушках сидим, не на коврах, не на циновках, и вообще, 
        не на полу, а над полом, на стуле! Доклады и мастер-класс, которые проводятся 
        на выставке, призваны научно подтвердить эту парадоксальную на первый 
        взгляд роль стула в истории мира.  
       |