Арт-проекты
Краткая история фестиваля
выдержки из интервью с арт-директорм
фестиваля Дмитрием Пиликиным для журнала «Time Out»
«Петербург известен как «магический» и «придуманный» город, и в этом
смысле, фотография и фотографический фестиваль очень точно вписываются
в его виртуальную конструкцию. Фотомарафон проводится уже несколько
лет подряд, и зрители уже привыкли к его регулярности. По крайней мере,
каждую осень фестиваль ждут, Звонят журналисты, интересуются его актуальной
темой и расписанием. А это свидетельство доверия и определенного публичного
статуса. В свое время фестиваль сделал ставку на демонстрацию фотографии
в самом широком диапазоне от традиционной черно-белой до цветной, электронной
и даже проекционной. Это было необходимо, чтобы снять определенные поколенческие
шоры и представить фотографию во всей ее совокупности, прежде всего
как явление и актуальный медиум. В большей мере нам была интересна не
качественная жанровая «фотка», а рефлексия постоянно меняющегося языка
фотографии. В то же время мы не делаем различий между известными мастерами
и неофитами, фестиваль открыт для предложений. Главное при отборе -
внятно артикулированная идея, энергия и качество высказывания. Как и
было заявлено в начале, фестиваль каждый года менялся, выбирая новую
концептуальную тему или новую стратегию. В 2000 году мы исследовали
форму мега-фестиваля, который занял более 30 выставочных залов и галерей
и вместил более 50 выставок. В 2001 году посвятили фестиваль первому
году нового века сделав 11 концептуальных проектов с метафорой-числительным
«первый». В 2001 году, накануне юбилейной истерики фестиваль был посвящен
теме «Другой город». Другой город в самом широком смысле. Например,
совместно с Институтом «Альянс Францез» мы сделали в галерее «Митьки»
очень веселый проект «Без Парижа» (фото Вадима Егоровского и Александра
Флоренского, сделанные во французской провинции). В 2002 году мы сотрудничали
с Институтом Гете в СПБ и провели фестиваль «Берлинская
осень в Петербурге», где Берлин и Германия были представлены в работах
как немецких, так и русских мастеров фотографии. В 2003 этом - тема
«кино», как некая повествовательная история, которая возникает при просмотре
нескольких фото. Сообщение здесь было заключено не в одной фотографии
(которую, безусловно, тоже интересно рассматривать), а как бы между
ними, в процессе просмотра».