Rambler's Top100

Арт-проекты

Война с перерывом на обед

Сергей Гранкин

Место: Техно-Арт-Центр (Пушкинская 10/Лиговский 53, флигель, 3 этаж)
Время: открытие 17 октября в 17.00; до 31 октября ежедневно с 15.00 до 19.00

Мастер субъективного фоторепортажа
[Мария Шейнина (Тереня)]

Война с перерывом на обед - Сергей ГранкинФоторепортажи Сергея Гранкина тяготеют к субъективности, а не к повествовательности. "Бытовые" знаки/коды события Сергей фиксирует наравне с "историческими". Человек с ружьем или другим орудием смерти для запечатления важен так же как человек беззащитный, частный, попавший под маховое движение молоха истории вне своего хотения/разумения.
Сергей не дает забыть, что человек с ружьем не анонимный герой чьей-то бы ни было армии, но конкретный человек конкретного общества в конкретной ситуации. У этих героев/персонажей всегда есть история своя, личная, частная. Он нарочито персонифицирует события, наделяет войну лицами, не обращаясь за шокирующей помощью Танатоса.
Сергей Гранкин родился в 1968 в Ленинграде. Служил в армии в 1986-1988, учился в Тартуском Университете на факультете русской филологии, видимо, с тех пор русскую филологию величает только с большой буквы и с величайшим почтением. В июне 1990 осуществляет судьбоносное движение из России в Израиль, где в 1999 году заканчивает Колледж Хадасса (факультет фотографии) в Иерусалиме.
Война с перерывом на обед - Сергей Гранкин"Дипломная" работа "Война с перерывом на обед. Бейт Лехем." (1991-1999) перерастает в нескончаемый фотопроект. Это уже "Вифлеемские хроники" или театр военных действий, так как фотограф С. Гранкин до сих пор наезжает в этот город (в Хеврон и Рамаллу тоже) и делает "фотозамеры" ситуации, так же не ограниченной во времени пошлыми, мнимыми точками - началом и концом. Война, ставшая вялой и обыденной для детей и стариков, оживающая лишь под прицелом фото и видеотехники, "война без особых причин".
В 1998 году в Берлине в "Panorama Gallerie" на выставке с одноименным названием - "Война с перерывом..." были с успехом представлены фотографии из Вифлеема, Хеврона и Рамаллы.
Вторая война С.Гранкина - Карабах 1992 года. Необъявленная война, т.н. межнациональная, жестокая, кровопролитная. Козырная карта в чьей-то грязной политической игре. Российской общественности было не до нее - ей бы самой выжить в те года - а там - армяне и азербайджанцы сами разберутся, да контингент российской (советской) армии... Чтобы увидеть войну (особенно - ту) нужно было быть с чьей-то стороны. Сергей был с армянской стороны, прожил несколько недель с бригадой народного ополчения, был в городах Степанакерт, Шуша, Лачин. Пришлось в руки взять не только фото и кинотехнику.
Война с перерывом на обед - Сергей ГранкинЭто была изнанка войны. О чем он с Д. Горячевым, К. Дьячковым и В. Блотнером снимал документальный фильм ("Черный сад"), получивший 2-й приз на фестивале неигрового кино в Санкт-Петербурге 1997 года. Хотя судьба у отснятого материала оказалась трагическая - две трети безвозвратно пропали в бюрократических коридорах студии документальных фильмов в Петербурге, тогда еще Ленинграде.
Фотоматериал был опубликован во многих изданиях, закуплен информационными агентствами. В нем не было обличительного пафоса, здесь была правда о войне в мирное время, войне, которой как будто и нет, а будни ее есть. Есть ее тяготы, жертвы, герои, люди, несущие ее бремя на своих судьбах.
Еще одна "война изнутри" С. Гранкина, но уже без оружия, с позиции "мирного" жителя - Югославия 1999 года, Македония - Косово - Македония. Свое путешествие с жителями албанской деревни - беженцами из Косово в Македонию Сергей описал сам. Материал был опубликован в газете "День за днем. Русский вестник Эстонии" от 7.05.1999.
Война с перерывом на обед - Сергей ГранкинФоторепортажи о путешествии и о событии как таковом, сделанные, как уже говорилось, изнутри, немногословны, здесь опять прочитывается кредо фотографа, мастера субъективного репортажа, - они знаковы. По детали можно восстановить общую картину происходящего. Зритель должен зацепиться и цепляется взглядом, и сразу же видит все, что и как хочет показать их автор/фиксатор, оставляя за собой право на собственную трактовку события. Вот мы видим светлое лицо спящего ребенка, приткнувшегося головой к взрослым давно немытым ступням, сверкающим дырами несвежих, естественно, носков. Вот женщины и старики на привале в бивуаках и у костров...
Для лучших фоторепортажей Сергея характерно качество умного комментария хорошего журналиста-аналитика, в котором политические аспекты события уравновешены гуманитарным интересом, не позволяющим забывать, что все политические интриги и исторические аномалии или закономерности в результате отражаются на частной жизни человека - вольного или невольного участника очередного катаклизма.


Rambler's Top100 be number one