Rambler's Top100
 

Явление современного танца так заразительно, что трудно удержать себя
[Геннадий Абрамов]

В № 32 "Петербургского театрального журнала" было опубликовано большое интервью с известным балетмейстером и педагогом Геннадием Абрамовым, сделанное Мариной Дмитревской. В связи с фестивалем "Tanzteatr" мы повторяем некоторые фрагменты той беседы…

У современного танца есть два главных принципа - актуальность и аутентичность. Актуальность - только здесь и сейчас. Аутентичность - авторство исполнителя. Это лакомые манки. При этом активном авторстве исполнителя и балетмейстер обязан выступать в ином качестве. В современном танце он меньше показывает, а больше предлагает идеи - и актер сам их реализует. Балетмейстер правит, определяет композицию, актер - подвижная глина в его руках.
<…>
Мне кажется, что в современном танце царствует идея коллективного обрядового, архаического театра, когда каждый исполнитель - автор роли, а балетмейстер - при том, что он автор спектакля, становится тем, кем обозначен в словаре Даля: всего-навсего содержателем общества балетных плясунов.
<…>
Главное в современном танце - его подвижность и необходимость постоянного, ежедневного обновления. Откуда взяться обновлению? Надо уметь видеть, слышать, чувствовать, понимать все через призму собственных реакций и ощущений. Для меня образ любого танца - это чувственное ощущение собственного действия. В современном танце надо думать телом, а не головой. Я имею в виду не медитацию, не йоговские дела, а ощущение идеи, живущей в работе мышц. Голова анализирует, а ум тела синтезирует. Человек, который в жизни чувственно ощущает каждое свое движение, - это уже живой образ.
<…>
В современном танце нет понятия общего стиля, как в классике. Нет границ. И вообще нет определения современного танца. Для меня и классический танец современен, если танцор всесторонне обучен, одновременно актуален и аутентичен. Нуреев, Барышников, Лопаткина актуальны, потому что они авторы своего арабеска, потому что их арабеск возникает здесь и сейчас, а не заучен, как у других.
Но в идеале современный танец - это все-таки импровизация… Есть приемы работы с телом, взятые из архаического театра, из обряда. Стая рыбок: все повторяют движения лидера, а лидер импровизирует. Потом, меняя ракурс композиции, меняется лидер - и все идут за ним. Есть приемы, бог знает откуда родившиеся. Публика этого не замечает, но видит бесконечные контрастные изменения, потому что в каждом эпизоде лидер предлагает другое мышление, и это дает эффект неожиданности - как интересно поставлено. На самом деле это композиционные приемы работы с массовой, дуэтной, коллективной импровизацией. Но все это проблемы, которые требуют изучения, методики. Конечно, удобно спрятаться за постановку, а еще удобнее - за формальную пластику и выдать ее за современный танец. Приезжают великолепно вышколенные западные труппы с великолепно разработанными телами, но многие холодны и неинтересны - формальны. Они не вызывают моей эмоциональной отдачи, я смотрю красивую холодную картинку. А вот то, что делает Ян Лангедейк или Матс Эк не формально. Матс Эк - гений modern dance, он смело пользуется только им, но так точно! Пожалуй, это единственный хореограф, который сохранил в "Лебедином озере" полную партитуру Чайковского.
<…>
Я уже лет сорок этим занимаюсь, протаранил всю литературу. Делаю энциклопедию, она будет полезна для практиков. На прошлый Новый год было 812 страниц. Но это только треть. Я соединяю спорт, пантомиму, танец - все, что связано с движением. И тогда получаются потрясающие вещи, на которых я сам учусь. Например, я не знал, что "у-шу" - это по-китайски, "у" - танец, все единоборства родились из танцевального обряда.
<…>
Настоящий театр - это когда актер выражает то состояние, в котором он находится сейчас, в данный момент на сцене. Вообще ведь слово когда-то вышло из танцевального обряда, оторвалось и убежало. И драматический театр с этим словом убежал так далеко, что теперь режиссеры приглашают режиссеров по пластике. Это же абсурд! Режиссер должен телом, а не умом "чувствовать театр". А почему вы думаете, что киномонтаж не может быть применен к танцу или драматический спектакль не может строиться по дивертисментному принципу? Режиссер - понятие растяжимое. Многие только набирают мизансцены, перебивая их словами.
В драматическом театре я мало вижу даже и мизансцен. Играют речевые ситуации.
<…>
На Западе существует традиция, непрерываемая линия развития современного танца, которая у нас была оборвана. Я имею в виду Лопухова, Голейзовского. И мы сейчас бешеными темпами, при нашей удивительной русской душе, стремимся схватить и моментально переварить то, что многие годы на Западе было процессом развития. Но этот промежуток надо не перескакивать, а восстанавливать. Я очень уважительно отношусь к тому, что делают Татьяна Баганова в Екатеринбурге, Ольга Пона в Челябинске. Эти люди уже сознательно приезжают на западные мастер-классы, чтобы связать в себе разорванные традиции. Но чаще в нашем современном танце - безграмотность, поза и упрямство.

Tanz театр


Rambler's Top100 be number one