Явление
современного танца так заразительно, что трудно удержать себя
[Геннадий Абрамов]
В № 32 "Петербургского театрального журнала" было опубликовано
большое интервью с известным балетмейстером и педагогом Геннадием Абрамовым,
сделанное Мариной Дмитревской. В связи с фестивалем "Tanzteatr"
мы повторяем некоторые фрагменты той беседы…
У современного танца
есть два главных принципа - актуальность и аутентичность. Актуальность
- только здесь и сейчас. Аутентичность - авторство исполнителя. Это
лакомые манки. При этом активном авторстве исполнителя и балетмейстер
обязан выступать в ином качестве. В современном танце он меньше показывает,
а больше предлагает идеи - и актер сам их реализует. Балетмейстер правит,
определяет композицию, актер - подвижная глина в его руках.
<…>
Мне кажется, что в современном танце царствует идея коллективного обрядового,
архаического театра, когда каждый исполнитель - автор роли, а балетмейстер
- при том, что он автор спектакля, становится тем, кем обозначен в словаре
Даля: всего-навсего содержателем общества балетных плясунов.
<…>
Главное в современном танце - его подвижность и необходимость постоянного,
ежедневного обновления. Откуда взяться обновлению? Надо уметь видеть,
слышать, чувствовать, понимать все через призму собственных реакций
и ощущений. Для меня образ любого танца - это чувственное ощущение собственного
действия. В современном танце надо думать телом, а не головой. Я имею
в виду не медитацию, не йоговские дела, а ощущение идеи, живущей в работе
мышц. Голова анализирует, а ум тела синтезирует. Человек, который в
жизни чувственно ощущает каждое свое движение, - это уже живой образ.
<…>
В современном танце нет понятия общего стиля, как в классике. Нет границ.
И вообще нет определения современного танца. Для меня и классический
танец современен, если танцор всесторонне обучен, одновременно актуален
и аутентичен. Нуреев, Барышников, Лопаткина актуальны, потому что они
авторы своего арабеска, потому что их арабеск возникает здесь и сейчас,
а не заучен, как у других.
Но в идеале современный танец - это все-таки импровизация… Есть приемы
работы с телом, взятые из архаического театра, из обряда. Стая рыбок:
все повторяют движения лидера, а лидер импровизирует. Потом, меняя ракурс
композиции, меняется лидер - и все идут за ним. Есть приемы, бог знает
откуда родившиеся. Публика этого не замечает, но видит бесконечные контрастные
изменения, потому что в каждом эпизоде лидер предлагает другое мышление,
и это дает эффект неожиданности - как интересно поставлено. На самом
деле это композиционные приемы работы с массовой, дуэтной, коллективной
импровизацией. Но все это проблемы, которые требуют изучения, методики.
Конечно, удобно спрятаться за постановку, а еще удобнее - за формальную
пластику и выдать ее за современный танец. Приезжают великолепно вышколенные
западные труппы с великолепно разработанными телами, но многие холодны
и неинтересны - формальны. Они не вызывают моей эмоциональной отдачи,
я смотрю красивую холодную картинку. А вот то, что делает Ян Лангедейк
или Матс Эк не формально. Матс Эк - гений modern dance, он смело пользуется
только им, но так точно! Пожалуй, это единственный хореограф, который
сохранил в "Лебедином озере" полную партитуру Чайковского.
<…>
Я уже лет сорок этим занимаюсь, протаранил всю литературу. Делаю энциклопедию,
она будет полезна для практиков. На прошлый Новый год было 812 страниц.
Но это только треть. Я соединяю спорт, пантомиму, танец - все, что связано
с движением. И тогда получаются потрясающие вещи, на которых я сам учусь.
Например, я не знал, что "у-шу" - это по-китайски, "у"
- танец, все единоборства родились из танцевального обряда.
<…>
Настоящий театр - это когда актер выражает то состояние, в котором он
находится сейчас, в данный момент на сцене. Вообще ведь слово когда-то
вышло из танцевального обряда, оторвалось и убежало. И драматический
театр с этим словом убежал так далеко, что теперь режиссеры приглашают
режиссеров по пластике. Это же абсурд! Режиссер должен телом, а не умом
"чувствовать театр". А почему вы думаете, что киномонтаж не
может быть применен к танцу или драматический спектакль не может строиться
по дивертисментному принципу? Режиссер - понятие растяжимое. Многие
только набирают мизансцены, перебивая их словами.
В драматическом театре я мало вижу даже и мизансцен. Играют речевые
ситуации.
<…>
На Западе существует традиция, непрерываемая линия развития современного
танца, которая у нас была оборвана. Я имею в виду Лопухова, Голейзовского.
И мы сейчас бешеными темпами, при нашей удивительной русской душе, стремимся
схватить и моментально переварить то, что многие годы на Западе было
процессом развития. Но этот промежуток надо не перескакивать, а восстанавливать.
Я очень уважительно отношусь к тому, что делают Татьяна Баганова в Екатеринбурге,
Ольга Пона в Челябинске. Эти люди уже сознательно приезжают на западные
мастер-классы, чтобы связать в себе разорванные традиции. Но чаще в
нашем современном танце - безграмотность, поза и упрямство.
Tanz
театр