Rambler's Top100
 

Сontemporary dance по-русски
[Лариса Барыкина]

Российскому современному танцу - немногим более 15 лет от роду. Тинейджерский возраст на исходе, но проблем переходного возраста еще предостаточно. Новое дитя отечественной культуры, дерзкое и независимое, в своих предках числит великолепные "Русские сезоны" и авангард 1920-х. Но отягчающая наследственность - несколько десятилетий вынужденного безвременья. Заново появившись на свет в конце 80-х, российский contemporary dance стремительно ворвался в элиту современного искусства, шокировал театральную общественность неприятием устоявшихся канонов и правил, пытался решать несколько проблем сразу: восстановить "порвавшуюся связь времен", одним махом проскочить необходимый период собирания сил, просто-напросто репрезентовать себя как новую художественную реальность.
В последнее время современный танец наконец-то вышел из подполья, куда был загнан политикой полного игнорирования со стороны государственных и прочих официальных структур. Но при этом не растерял свойственной андеграунду остроты мироощущения. Среди главных качеств российского contemporary - реактивность и антипафосность. Фиксируя течение жизни и поток сознания, любовно или иронично, внимательно или отстраненно, предлагая свободный полет для мыслей и ассоциаций, он, кажется, ничего не воспевает, не прославляет, не клеймит, не агитирует. Емкая формула вольно слагаемых элементов танцтеатра привлекательна для всех, жаждущих самовыражения, и каждый находит в нем то, что хочет видеть.
Развитие альтернативных форм танца совпало по времени с переломом в российской политической жизни: свобода от идеологии, широкий доступ к любого рода информации, контакты с Западом сыграли свою решающую роль. Но не менее важными оказались изменения в художественном мировоззрении. Классический балет представлял собой универсальную модель имперского эстетического сознания, именно поэтому он был одним из главных видов искусств в дореволюционной России, остался важнейшим элементом художественной культуры и советского строя. Жесткая система, незыблемая верность традициям, стабильность, четкая иерархия (кордебалет, корифеи, солисты, прима-балерина) - главные параметры прежнего искусства. А сегодня сформирован уже другой образ культуры, где важны индивидуальное сознание, подвижность, плюрализм, отсутствие догм и разнообразие. Поэтому в современном танце все по-другому. Вместо громоздкого стационарного театра - мобильные маленькие труппы, не постоянный обширный репертуар, а разовые, сезонные проекты. Многоактный сюжетный спектакль со специально созданной музыкальной партитурой уступил место небольшим представлениям, бессюжетным и абстрактным, идущим под фонограмму музыкального коллажа. Вместо строгого текстового канона - стремление к импровизации, перформансу. Условный мир идеальных балетных героев потеснила "новая реальность", современный танец творится "здесь и сейчас".
Новый танец в России имеет явно нестоличное происхождение. Маленькие труппы возникали чаще всего не там, где естественно сильны академические охранительные традиции. Именно русская провинция послужила сценической площадкой для становления нового танца: центрами российского contemporary dance стали Пермь и Екатеринбург, Волгоград и Челябинск, Новосибирск и Владивосток, Саранск и Ярославль... За короткое время в российских городах сложилась своя аудитория, настоящая интеллектуальная среда, воспитанная на современной музыке, кино, живописи, можно только восхищаться ее толерантностью и любопытством.
Сладкая пора отрочества для современного российского танца, видимо, закончилась. Первопроходцы стали мэтрами, неофиты обрели уверенность, на подходе - следующее поколение танцующих модерн. Появилось немало профессиональных трупп, постоянные упреки в дилетантизме и самодеятельности (мы ведь раньше все сравнивали с классикой!) теряют свою актуальность. Все эти годы русские истово и много учились, используя малейшую возможность (тайный комплекс профессиональной несостоятельности не изжит и по сей день). Мастер-классы, летние школы, зарубежные выезды и тренинги приглашенных западных педагогов сделали свое дело, и сегодня мы имеем и хорошо обученных танцовщиков, и, главное, по-разному мыслящих хореографов. Некоторых, кстати приглашают в Европу и Штаты для постановок и преподавания. Помещенные в единый контекст с западными (в условиях международных фестивалей), российские труппы экзамен выдержали, но это означает только то, что впредь к этому искусству следует относиться без скидок на "нежный возраст".
Линия развития современного танца на Западе, как известно, не обрывалась, прерогативой культурной политики во многих государствах стало создание условий для творческих экспериментов. В России все последние годы тоже ставились эксперименты. По выживанию в существующих экстремальных условиях. Для большинства новых танцтрупп идеологическая вольность обернулась экономическим кошмаром. Отсутствие не только опеки и надзора, но и хоть какой-нибудь помощи приводит к ощутимым потерям. Кто-то не выдержал и сломался, кто-то подался в шоу-бизнес, кто-то только преподает, а кто-то замкнулся в собственной скорлупе.
Но тот, кто выстоял, сегодня имеет и признание, и награды. Новое дитя отечественной культуры наконец-то перестает быть пасынком официальных структур и получает некоторые подтверждения своей легитимности. На столичных сценах теперь с успехом выступают те, кого еще совсем недавно презрительно именовали "провинциальной самодеятельностью". Некоторые театры получают поддержку муниципальных властей и даже (!) государственный статус. Кажется, что в XXI век Россия перешла, частично заплатив долги перед современным искусством. Но все же до того момента, когда в отношении танца возникнет осознанная государственная политика, еще далеко. Поэтому фестивали, как и прежде, - главные опорные точки в жизни российского contemporary dance. Они восполняют пробелы в образовании, устраняют дефицит информации и полноценного общения, помогают расставить приоритеты и ощутить себя частью мирового танцевального сообщества.

Tanz театр


Rambler's Top100 be number one