Обращение
к фестивалю
[Вильфрид Экштайн, директор Немецкого культурного центра им. Гёте]
Фестиваль,
проходящий в Петербурге с 10 сентября по 9 ноября по инициативе Гёте-института,
знакомит русского зрителя с новой формой сценического танца, получившей
название театр танца. Своими корнями этот особый вид танцевального искусства
уходит в первые десятилетия ХХ в., когда шел активный поиск новых художественных
средств выражения. Ныне он представляет собою самостоятельный жанр,
который наряду с традиционным балетом и драматическим театром занимает
прочное место в европейском культурном пространстве.
Своим возникновением театр танца обязан эстетике свободного танца. В
те годы, когда Европа рукоплескала русским балетам, западное балетное
искусство только открыло для себя свободное движение в танце, каковое
не замедлило проникнуть и в русскую культурную жизнь. И по сей день
Москва и Петербург хранят воспоминания о знаменитой танцовщице Айседоре
Дункан. Ее имя стало вехой в развитии выразительных форм эпохи экспрессионизма,
с ним связывалось обновление балетного искусства во всем мире - от Америки
до России.
Тот новый танец был напрямую связан с романтическим идеалом: противопоставление
личности и общества, чувства и разума, интуитивного и рационального
начал - все это находило в нем свое выражение. С этого момента современный
танец стал тем художественным средством, которое позволяло показать
наполненный страстью внутренний мир человека. Сегодняшний театр танца
отличает яркое многообразие, но и по сей день его главной идеей остается
состояние души человека.
Расцвет свободного танца пришелся на двадцатые годы ХХ в., когда сложились
устойчивые стилистические очертания этой новой формы. Дальнейшее его
развитие в России было, однако, прервано цензурой. В Европе традиции
свободного танца продолжали жить, не в последнюю очередь благодаря усилиям
педагога-танцмейстера Рудольфа фон Лабана (Германия, Великобритания),
который во многом определил дальнейшую судьбу этого жанра. Лабан пошел
дальше своих знаменитых предшественников, среди которых были Эмиль Жак-Далькроз
(Австрия), Франсуа Дельсарт (Франция), Бесс Менсендик (США). Он попытался
преодолеть зависимость танца от музыки и создать между ними равноправные
отношения.
Во второй половине XX в. художественный потенциал сценического танца
расширился под влиянием новых направлений в танцевальном искусстве.
Существенную роль в этом смысле сыграли три американские школы: "Modern
Dance" (Марта Грэхем / Martha Graham), "Post-Modern Dance"
(Мерс Каннингхем / Merce Cunningham) и "New Dance" (Стив Пэкстон
/ Steve Paxton, Бонни Бэйнбридж Коэн / Bonnie Bainbridge Cohen, Мери
Фулкерсон / Mary Fulkerson). Не меньшее значение имели и европейские
школы, к числу которых принадлежала, например, школа Фолькванга в лице
Пины Бауш, ставшей наиболее яркой представительницей этого направления.
Поиск новых выразительных форм продолжается и сегодня. Территория поиска
при этом не ограничивается только западным искусством или сопредельными
формами культуры, такими, как современная музыка или спорт. Уже Айседора
Дункан внимательно изучала статику и динамику человеческого тела по
изображениям на древнегреческих вазах, пытаясь обнаружить в них те образцы
естественного движения, на которые она могла бы ориентироваться в своем
танце. Современные хореографы пошли дальше. Они обратились к изучению
исторических форм, бытующих за пределами европейского пространства,
и тем самым лишний раз подтвердили универсальность феномена танца.
Потребность в движении испокон века находила свое выражение в особых
динамичных, ритмически организованных формах, используемых всеми культурами
и получивших название танца. Каждая культура вырабатывала в процессе
исторического развития стилизованный ритуальный язык тела, который наполнялся
специфическим содержанием и передавался от поколения к поколению. Именно
эти эстетические формулы и пытается сохранить современный танец, одна
из задач которого донести до современных поколений выработанные веками
представления о грации, виртуозности и выразительности человеческого
тела и сделать доступным тот самый язык тела, без понимания которого
нарушается взаимодействие между зрителем и исполнителем.
Современный театр танца активно осваивает богатые традиции мировой культуры,
что делает этот вид искусства одной из самых живых художественных форм.
На фоне глобализации и тех коренных изменений, которые происходят в
сегодняшнем мире, превращающемся постепенно в одну большую деревню,
театр танца становится важным средством, помогающим современному человеку
освоиться в новой окружающей среде и приспособиться к новым условиям
жизни. Выходя за пределы национальных границ, он позволяет в универсальной
художественной форме выразить состояние современного человека. Вместе
с тем театр танца стал сегодня тем особым видом искусства, который,
архивируя все богатство танцевальных форм, сохраняет его, с тем чтобы
оно стало доступным не только носителям соответствующей национальной
культуры, но и вошло в мировую культуру.
В центре внимания сегодняшних хореографов и их трупп находится человек
и его жизненное самоощущение. В поиске адекватного выражения они обращаются
к тем средствам телесного языка, которые были выработаны в ходе исторического
развития отдельными народами. Вот почему в нашем фестивале принимают
участие представители разных стран и культур. Это дает возможность не
только познакомить русского зрителя с разными национальными традициями,
но и показать специфику индивидуальной хореографии и разнообразных творческих
идей, переведенных на универсальный язык танца. Однако предлагаемая
вниманию зрителю программа - это не калейдоскоп ритуализованных историй
и не этнографический канон. Каждый сюжет - это новый рассказ, каждая
хореографическая постановка - это самостоятельный диалог между исполнителем
и зрителем.
Наш фестиваль представляет современное танцевальное искусство, не ограничивающееся
только пределами европейского пространства, хотя это европейское пространство,
при своих достаточно скромных географических размерах, поражает многообразием
и яркостью художественных форм и эстетических находок, с которыми мы
хотели бы познакомить петербуржцев, надеясь, что это станет достойным
подарком европейских стран к юбилею города.
Примите от нас в дар, дорогие петербужцы, взыскательные ценители балета
и хранители классических традиций, программу выступлений европейских
мастеров современного танца, подготовленную усилями стран-участниц фестиваля,
при деятельной поддержке соответствующих министерств и фондов, национальных
международных представительств и культурных институтов, спонсоров, а
также приглашенных трупп и принимающей стороны, прежде всего в лице
театра "Балтийский дом". Позвольте мне выразить искреннюю
признательность всем тем, кто участвовал в организации этого фестиваля,
и особенно Европейской Комиссии, которая включила наш фестиваль в программу
поддержки культурных мероприятий 2000 и сделала возможным его подготовку
и проведение.
Перевод
с немецкого Марина Коренева
.
Tanz
театр