Rambler's Top100
 

Обращение к фестивалю
[Вильфрид Экштайн, директор Немецкого культурного центра им. Гёте]

Вильфрид ЭкштайнФестиваль, проходящий в Петербурге с 10 сентября по 9 ноября по инициативе Гёте-института, знакомит русского зрителя с новой формой сценического танца, получившей название театр танца. Своими корнями этот особый вид танцевального искусства уходит в первые десятилетия ХХ в., когда шел активный поиск новых художественных средств выражения. Ныне он представляет собою самостоятельный жанр, который наряду с традиционным балетом и драматическим театром занимает прочное место в европейском культурном пространстве.
Своим возникновением театр танца обязан эстетике свободного танца. В те годы, когда Европа рукоплескала русским балетам, западное балетное искусство только открыло для себя свободное движение в танце, каковое не замедлило проникнуть и в русскую культурную жизнь. И по сей день Москва и Петербург хранят воспоминания о знаменитой танцовщице Айседоре Дункан. Ее имя стало вехой в развитии выразительных форм эпохи экспрессионизма, с ним связывалось обновление балетного искусства во всем мире - от Америки до России.
Тот новый танец был напрямую связан с романтическим идеалом: противопоставление личности и общества, чувства и разума, интуитивного и рационального начал - все это находило в нем свое выражение. С этого момента современный танец стал тем художественным средством, которое позволяло показать наполненный страстью внутренний мир человека. Сегодняшний театр танца отличает яркое многообразие, но и по сей день его главной идеей остается состояние души человека.
Расцвет свободного танца пришелся на двадцатые годы ХХ в., когда сложились устойчивые стилистические очертания этой новой формы. Дальнейшее его развитие в России было, однако, прервано цензурой. В Европе традиции свободного танца продолжали жить, не в последнюю очередь благодаря усилиям педагога-танцмейстера Рудольфа фон Лабана (Германия, Великобритания), который во многом определил дальнейшую судьбу этого жанра. Лабан пошел дальше своих знаменитых предшественников, среди которых были Эмиль Жак-Далькроз (Австрия), Франсуа Дельсарт (Франция), Бесс Менсендик (США). Он попытался преодолеть зависимость танца от музыки и создать между ними равноправные отношения.
Во второй половине XX в. художественный потенциал сценического танца расширился под влиянием новых направлений в танцевальном искусстве. Существенную роль в этом смысле сыграли три американские школы: "Modern Dance" (Марта Грэхем / Martha Graham), "Post-Modern Dance" (Мерс Каннингхем / Merce Cunningham) и "New Dance" (Стив Пэкстон / Steve Paxton, Бонни Бэйнбридж Коэн / Bonnie Bainbridge Cohen, Мери Фулкерсон / Mary Fulkerson). Не меньшее значение имели и европейские школы, к числу которых принадлежала, например, школа Фолькванга в лице Пины Бауш, ставшей наиболее яркой представительницей этого направления.
Поиск новых выразительных форм продолжается и сегодня. Территория поиска при этом не ограничивается только западным искусством или сопредельными формами культуры, такими, как современная музыка или спорт. Уже Айседора Дункан внимательно изучала статику и динамику человеческого тела по изображениям на древнегреческих вазах, пытаясь обнаружить в них те образцы естественного движения, на которые она могла бы ориентироваться в своем танце. Современные хореографы пошли дальше. Они обратились к изучению исторических форм, бытующих за пределами европейского пространства, и тем самым лишний раз подтвердили универсальность феномена танца.
Потребность в движении испокон века находила свое выражение в особых динамичных, ритмически организованных формах, используемых всеми культурами и получивших название танца. Каждая культура вырабатывала в процессе исторического развития стилизованный ритуальный язык тела, который наполнялся специфическим содержанием и передавался от поколения к поколению. Именно эти эстетические формулы и пытается сохранить современный танец, одна из задач которого донести до современных поколений выработанные веками представления о грации, виртуозности и выразительности человеческого тела и сделать доступным тот самый язык тела, без понимания которого нарушается взаимодействие между зрителем и исполнителем.
Современный театр танца активно осваивает богатые традиции мировой культуры, что делает этот вид искусства одной из самых живых художественных форм. На фоне глобализации и тех коренных изменений, которые происходят в сегодняшнем мире, превращающемся постепенно в одну большую деревню, театр танца становится важным средством, помогающим современному человеку освоиться в новой окружающей среде и приспособиться к новым условиям жизни. Выходя за пределы национальных границ, он позволяет в универсальной художественной форме выразить состояние современного человека. Вместе с тем театр танца стал сегодня тем особым видом искусства, который, архивируя все богатство танцевальных форм, сохраняет его, с тем чтобы оно стало доступным не только носителям соответствующей национальной культуры, но и вошло в мировую культуру.
В центре внимания сегодняшних хореографов и их трупп находится человек и его жизненное самоощущение. В поиске адекватного выражения они обращаются к тем средствам телесного языка, которые были выработаны в ходе исторического развития отдельными народами. Вот почему в нашем фестивале принимают участие представители разных стран и культур. Это дает возможность не только познакомить русского зрителя с разными национальными традициями, но и показать специфику индивидуальной хореографии и разнообразных творческих идей, переведенных на универсальный язык танца. Однако предлагаемая вниманию зрителю программа - это не калейдоскоп ритуализованных историй и не этнографический канон. Каждый сюжет - это новый рассказ, каждая хореографическая постановка - это самостоятельный диалог между исполнителем и зрителем.
Наш фестиваль представляет современное танцевальное искусство, не ограничивающееся только пределами европейского пространства, хотя это европейское пространство, при своих достаточно скромных географических размерах, поражает многообразием и яркостью художественных форм и эстетических находок, с которыми мы хотели бы познакомить петербуржцев, надеясь, что это станет достойным подарком европейских стран к юбилею города.
Примите от нас в дар, дорогие петербужцы, взыскательные ценители балета и хранители классических традиций, программу выступлений европейских мастеров современного танца, подготовленную усилями стран-участниц фестиваля, при деятельной поддержке соответствующих министерств и фондов, национальных международных представительств и культурных институтов, спонсоров, а также приглашенных трупп и принимающей стороны, прежде всего в лице театра "Балтийский дом". Позвольте мне выразить искреннюю признательность всем тем, кто участвовал в организации этого фестиваля, и особенно Европейской Комиссии, которая включила наш фестиваль в программу поддержки культурных мероприятий 2000 и сделала возможным его подготовку и проведение.

Перевод с немецкого Марина Коренева
.

Tanz театр


Rambler's Top100 be number one