Искусство
задавать вопросы
[Ольга Гердт]
"Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются,, меня интересует
что ими движет"- в этих часто цитируемых словах Пины Бауш - философия,
мировоззрение и манифест целого поколения танцовщиков и хореографов,
в последней трети двадцатого века совершивших не просто физическую,
а интеллектуальную революцию в танце. Театр танца изменил статус хореографа,
танцовщика и даже зрителя. Сам танец стал разновидностью современного
театра - со все возрастающими полномочиями и расширяющимися выразительными
средствами.
"Мое поколение
еще по традиции называют хореографами, но то, на что мы претендуем -
гораздо больше" - в начале девяностых сообщила приехавшая на гастроли
в Россию со спектаклем "Быки Химены" француженка Карин Сапорта.
Одна из представительниц волны contemporary dance, поднявшейся во Франции
60-80 параллельно волне немецкой. Французская революция была более молодой
- в конце шестидесятых так называемое "поколение баньоле"
взорвало ситуации, согласно которой классический балет и классическое
образование доминировали. Маги Марэн, Доменик Багуэ, Карин Сапорта,
Анжелен Прельжокаж, Жан Клод Галлотта и многие другие создали не только
новую культуру, но и мощную провокативную среду, в которой самые разные
искусства, стаклкиваясь и взаимодействуя, порождали все новые и новые
сферы существования танца - театр танца, видео-данс, танец в соединении
с цирком, балетом
Немецкая ситуация,
породившая Театр танца была менее неожиданной. За спиной Пины Бауш стоял
ее учитель Курт Йос, уже в двадцатые годы вместе с первым крупным теоретиком
contemporary dance Рудольфом Лабаном и экспрессионисткой Мари Вигман,
заложивший основы знаменитой на весь мир и самой авторитетной школы
современного танца - Фольквангшуле. Появление танцтеатра в Германии
(Tanztheater - первым это определение использовал для названия своей
группы в 1972 году Герхард Бонер, называвший свои произведения "хореографическим
театром") было спровоцировано революционной ситуацией конца шестидесятых
- политическими волнениями и социальными изменениями, но эстетически
подготовлено почти полувековой историей развития немецкого выразительного
(ausdrucktanz) танца. Общественная ситуация лишь сообщила хореографам
новую мотивацию и творческую цель. Она могла быть сугубо математической,
как у Герхарда Бонера, смотревшего на тело как на инструмент для создания
пространственной архитектуры. Или политической, как у Йохана Кресника,
в некотором смысле унаследовавшего от Курта Йоса, поставившего свой
знаменитый антивоенный балет "Зеленый стол" в тридцатые годы,
обличительную интонацию и отчетливую социальную позицию. Или - как у
Пины Бауш, составившей в своих субъективных спектаклях может быть самый
жесткий и объективный отчет о состоянии внутреннего мира современного
человека. Но какова не была бы цель исследования, его инструментом всегда
оставалось тело: зеркало не только состоявшихся, но и подавленных желаний,
нереализованных намерений, иллюзий, страхов и заблуждений
Если вы посмотрите
на афишу фестиваля, кстати, первого в России сознательно представляющего
не современную хореографию в широком смысле, а Театр танца как совершенно
конкретную область современного танца (contemporary dance), то увидите,
что во-первых здесь представлены почти все европейские страны; во-вторых,
обнаружите, как свободно пересекают хореографы географические и эстетические
границы. Ян Фабр - один из мощных идеологов бельгийского танцевального
процесса, кстати, вовсе не хореограф по образованию, - создал нашумевший
спектакль "Мои движения одиноки как бездомные псы" по инициативе
француженки Карин Сапорта , уже несколько лет курирующей в Авиньоне
программу провокативных премьер: маленьких танц-пьес созданных хореографами
в содружестве с танцовщиками. Саша Вальц - лидер немецкого танцтеатра,
одна из руководительниц Шаубюне, училась в Голландии, работала в Америке,
а первые уроки танца брала у ученицы Мари Вигман. Или обратите внимание
на финна Теро Сааринена, сотрудничавшего с легендарной американкой,
финкой по происхождению Каролин Карлсон - ее приезд во Францию в конце
шестидесятых собственно и спровоцировал интерес публики и структур к
современному танцу.
Чем же отличается
театр танцевальный от, например, балетного? И там и там есть декорации,
костюмы, играющие танцоры и драматургия. Достаточно, опять же, взглянуть
на афишу, чтобы понять разницу. Во-первых, вы узнаете, что у спектакля
не обязательно может и должен быть один автор - а именно хореограф.
В танцтеатре он скорее воплощает ту претензию, о которой говорила Карин
Сапорта: он автор идеи, провокатор пластических и интеллектуальных реакций
танцовщиков, которые в театре танца тоже вдруг перестают быть просто
исполнителями чужой хореографии. Они тоже становятся хореографами. Правда,
претензия, обозначенная Сапорта, в ее случае меньше всего выражается
в методе работы с танцовщиками - в ее спектаклях они лишены индивидуальных
черт и права на импровизацию, как это происходит и во многих спектаклях
другой знаменитой француженки Маги Марэн ("Золушка", "Гроссланд"),
где искусственные тела заменяют танцорам настоящие, играют роль "телесной
маски", как в театре Но, Кабуки, или японском танце Буто. Но и
та и другая, без сомнения, "больше чем просто хореографы",
если говорить о режиссерской функции "кукловодов" и художнической
- организации сценического пространства. Узнаваемый стиль голландки
Кристины де Шатель, которую вы увидите на этом фестивале, оформился
под влиянием американского минималистского танца и немецкого танцтеатра.
Но и в ее театре заставить танцовщика работать как механизм - не самоцель,
иначе мы имели бы дело с танцем машин в стиле мюзик-холла. У Сапорта,
Марэн, Шатель - отчуждение тела становится мощным приемом, сродни отчуждению
текста в абсурдистском театре.
Но чаще в Театре
танца - Пины Бауш, Саши Вальц, Жозефа Наджа - спектакли складываются
из пластических импровизаций танцовщиков, которые в процессе работы
хореограф отбирает и монтирует (уже как кинорежиссер отснятые кадры)
в соответствии с собственным представлением о конструкции спектакля.
Когда из множества микроисторий, микросюжетов и пластических реплик
складывается спектакль - хореограф именно тот, кто должен гарантировать
публике гомогенность образовавшегося пространства. Его задача сродни
дирижерской и режиссерской. Провокатором движений и организатором их
в пространстве может оказаться даже человек никогда не учившийся хореографии
(Ян Фабр, например), или художник и философ (Жозеф Надж), или музыкант
по образованию и призванию (Ян Пуш). Не надо удивляться если кто-то
из танцовщиков вдруг оказывается автором драматических диалогов, видеофрагментов
или звуковой партитуры. Танцтеатр - это место, где возможно все.
Есть и другие отличия,
но это, касающееся метода работы, самого процесса создания произведения,
пожалуй, ключевое и принципиальное. В танцтеатре при несомненном лидерстве
автора, нет исполнителей в традиционном смысле слова. Есть команда соавторов,
реализующая замысел творца. В танцтеатре уживаются только единомышленники:
в то время как в балетной труппе вполне достаточно, если артистов объединяет
только необходимый хореографу уровень исполнительского мастерства -
то есть та или иная школа или техника. И в балете, конечно, желательны
личности и единомышленники, но только в танцтеатре - это непременное
условие. Именно потому, что искать намерения ( то, что движет людьми)
без взаимопонимания гораздо сложнее, чем демонстрировать, как они умеют
двигаться.
Другими словами,
и танцовщики в Театре танца не всегда обязательно просто танцовщики.
В труппе венгра Жозефа Наджа помимо людей получивших хореографическое
образование, есть драматические актеры, жонглеры, даже певцы. То есть,
люди, пришедшие из очень разных искусств со своими, только им присущими
телесными особенностями и пластическими средствами. Хореограф и артисты
вместе обсуждают тему будущего спектакля. "Я должен держать баланс,
- говорит Надж, - меня в спектакле не должно быть много. Если артисты
не приходят ко мне со своими предложениями - я чувствую что что-то нарушил".
Спектакли такие хореографы часто создают годами и показывают как части
цикла. Опробированный еще Бауш метод "work in progress", когда
работа может меняться в процессе, а премьера - вовсе не последний пункт
путешествия, используют многие хореографы. Голландка Анук ван Дайк в
свое время ставила "цикл Арианы" - каждая последующая работа
этого цикла представляла своего рода рефлексию танцовщиков на темы предыдущей.
В перерывах между постановками они вели дневники и анализировали - как
меняется во времени движение, насколько оно соответствует изначальному
намерению? Стареет ли оно, как стареют люди, мысли и чувства? Саша Вальц
- на этом фестивале представляющая последнюю часть трилогии о человеке
и его теле, также любит ставить хореографические циклы, в которых несколько
лет разминается и продумывается какая-нибудь тема.
Эти "пенелопины
труды" - ткем полотно, распускаем, ткем заново - вовсе не означают,
что вы обречены наблюдать занудный лабораторный процесс. Танц-театр
- это серьезный, но при этом зрелищный анализ соответствия или несоответствия
наших движений нашим намерениям. Поэтому, как в обычном театре комические
несоответствия заставляют нас смеяться, а трагические - плакать и сочувствовать
героям. Просто эти герои - не обязательно царь Эдип (вот уж у кого намерения
фатально разошлись с действиями!), или Ромео и Джульетта. Чаще - это
обычные люди. Наши современники, еще не попавшие в историю и не ставшие
мифом. Танцтеатр к реальной жизни привязан гораздо серьезнее, чем балетный,
как правило представляющий вымышленную или идеальную реальность, или
танец модерн, где технические аспекты ("как двигаться", чтобы
выразить ту или иную идею) - не менее важны, чем в балете. В танц-театре
идея может меняться в процессе, а поиск вариантов ответа на один и тот
же вопрос - гораздо важнее одного, пусть даже самого правильного или
популярного, ответа. Разность ментальная и физическая - гарант такой
вариативности.. Поэтому не смущайтесь если увидите в театре танца кривоногого
танцора, или горбатую старушку, хромающую и слегка близорукую. Танцтеатр
- подобен театру и жизни, где все мы разные - по фигурам, способностям
и пристрастиям, цвету волос, характерам и темпераментам, по возрасту,
наконец. Как в драматическом театре, в танц-театре нет цензуры на фактуру,
длину ног, или возраст.
Другими словами
если девиз балета: "Школа сделает нас совершенными", то при
рождении танц-театра хореографы должны были сказать "Бог создал
нас разными".
Не становится ли
при этом хореограф меньше художником? Просто менеджером, организующим
художественный процесс? Да, в общем-то нет. Как человек, знающий зачем
он собирает в один коллаж, одну картину мнения разных людей, он остается
автором спектакля. Он лидером во всем, что касается концепции, идеи
и цели путешествия. Театр Пины Бауш остается театром ее воли и ее исследования.
Как и театр Саши Вальц, Доменика Багуэ, Жозефа Наджа, Яна Фабра, Анук
ван Дайк, Вима Вандекейбуса или Кристины де Шатель.
Любопытство к разности,
уважение к индвивидуальности - основа танцевальной культуры, не вчера
возникшей. Эксперименты Рудольфа Лабана, в начале века заложившего основы
того, чем активно пользуются сегодня танцовщики и хореографы - принцип
автономного пространства танцовщика, который является творцом и полновластным
владельцем собственных движений, - адптированы и актуализированы современным
танцтеатром. В студия х и лабораториях десятых-двадцатых годов речь
не случайно шла не столько о поисках нового языка ("как двигаться"),
сколько о строительстве нового танцовщика - универсального, широко образованного,
открытого всем влияниям и способного анализировать мотивы собственных
движений. И тоже не случайно эти опыты по раскрепощению личности в тридцатые
годы были грубо прерваны - и в России, где декретом 1924 года была практически
уничтожена деятельность пластических и ритмопластических студий, и в
Германии, где нацистский режим пытался подмять под себя новую культуру.
Принято считать,
что театр танца - дитя 68 года. Реакция на подавление личности в социальном
и ментальном плане. Йохан Кресник в Германии стал одним из самых ярких
выразителей телесного бунта, а тема "уничтожения тела" стала
одной из самых глобальных и частых в современном танцтеатре (с ней вы
встретитесь и у хореографа Теро Сааринена, и у Фабра, и у Саши Вальц).
Возвращение к экспериментам двадцатых годов в постперестроечной России
тоже было связано с социальными и ментальными переменами. "Тело"
снова стало объектом исследования, а человек в нем - объектом строительства.
Главной темой Геннадия Абрамова, создателя класса Экспрессивной пластики
в школе драматического искусства Анатолия Васильева, стало воспитание
нового актера, а жанр, к которому он стремился, хореограф и педагог
определил как "истории рассказанные человеческим телом". Позднее
абрамовские импровизаторы легко вписались в интернациональный проект
Саши Вальц "На земле".
Актуальность - еще
одна важная черта Театра танца. Я - сегодня и сейчас. Мои намерения
- сегодня и сейчас. Мои страхи, протесты, бунты - сегодня и сейчас.
О вечном повествует скорее балет, театр танец подходит к человеку и
времени в котором он живет вплотную. В балете достаточно восстановить
"Спящую красавицу" 1890 года и тем самым как бы решить проблему
аутентичного текста. В театре танце аутентичность - всегда под вопросом.
Она может быть ложной или иллюзорной, как у Йо Стромгрена, который в
спектакле "Там" он повествует например не о реальной Восточной
Европе, а о том имидже, который создают в Европе русские эмигранты.
Стромгрен не претендует приблизиться к пониманию настоящей Восточной
Европы, - и честно фиксирует тот фантом, которым подменяется реальность.
Если бы этот остроумный норвежец поставил старую классику, думаю, он
сделал бы это в своем, как пишут западные критики, "псевдо-аутентичном
стиле" - с большой долей недоверия и иронии по отношению к самому
себе и тем, кто думает что можно каким-то образом создать "правдивый"
образ прошлого, страны или спектакля.
Между имиджем и
реальностью, информацией получаемой извне (телевидение, интернет, газеты)
и информацией, которой человек, как существо биологическое, природное,
владеет от рождения, пытаются найти равновесие, или, напротив, конфликт,
многие хореографы. И Теро Сааринен, и Кристина де Шатель, и Ян Пуш не
ради одних только спецэффектов используют видео и компьютерные средства.
Биологическое тело и виртуальное тело - их борьба, их любовь-ненависть,
становится все более ощутимой. В некотором смысле это новая ипостась
старого романтического конфликта, позволяющая апеллировать тому же Теро
Сааринену к балетным темам и мифам. Танцтеатр как одно из самых мощных
и структурированных направлений contemporary dance, фиксируя "виртуальное
тело" постоянно возвращает человеку его собственное отражение.
Он противостоит схемам и часто подвергает сомнению ответы, которые уже
дало общество. В этом смысле можно говорить о том, что танцтеатр - культура
оппозиционная не столько балету, сколько любой системе выработанных
ответов вообще.
В этом процессе
хореографу важно уметь правильно ставить вопросы, танцовщикам - искренне
на них отвечать, - человек, а зрителю - вообще забыть о том, что он
знает какие-то ответы, и прислушаться к разным, пусть даже странным
и неудобным вариантам ответов.
Tanz
театр