Tanz
театр
Ян Фабр
Ян
Фабр, потомок знаменитого французского энтомолога, классификатора насекомых
Жана Анри Фабра, родился в Антверпене в 1958 году, учился там в Муниципальном
Институте Декоративных Искусств и Королевской Академии Изящных Искусств.
Экстремальное творческое поведение - одна из отчетливых характеристик
Фабра - художника, режиссера, драматурга, хореографа и сценографа. В
семидесятых он рисовал собственной кровью и устраивал "денежные"
представления, на которых сжигал деньги публики. Знаменитой стала акция
"Русская рулетка", в ходе которой Фабр предложил шести критикам,
представлявшим разные искусства, стрелять в него из револьвера. Акции
Яна Фабра, природа которых всегда находилась где-то между арт- и театральной
деятельностью, описаны в книгах по современному танцу и искусству.
В начале восьмидесятых он прославился постановкой собственных пьес "Сила
театрального безумия" ("The power of theatrical madness")
и "Это театр, каким он должен быть в ожидании и предвидении"
("It is theatre as it to be expected and foreseen"). Обе пьесы
были приняты с восхищением и смущением. Шоковый эффект произвело то,
что Фабр не следовал законам ни традиционного, ни того авангардного
театра, который развивался по брехтовской модели. Его пьесы - экстраординарная
коллекция миниатюр с открытым стилем творчества. Он порвал с кодексом
существующего театра, представляя спектакли в реальном времени ("Реальное
тело в реальном времени"), иногда называемые "живыми инсталляциями",
а также исследовал радикальные хореографические возможности для обновления
танца.
Объектом его исследований с ранних восьмидесятых, когда это тема не
была "модной", и до сего дня остается тело во всех его ракурсах.
В таких постановках, как "Звук одной хлопающей руки" ("The
sound of one hand clapping", 1990, Франкфуртский балет); трилогия
тела "Сладкие искушения" ("Sweet Temptations", 1991);
"Мерцающие иконы"("Glowing Icons", 1996), - уважительно
рассматриваются физические, духовные и эротические измерения тела. Известной
стала постановка "Универсальные права" ("Universal Copyrights"),
в которой своего фламандского коллегу, хореографа Вима Вандекейбуса,
он заставил путешествовать по анатомическому Музею тела и рассуждать
о пластической хирургии.
Последний этап его творческой деятельности - это великолепная коллекция
театральных монологов, в основном для его музы актрисы Эльс Декекелир,
в ряду которых находится и соло, "Мои движения одиноки, как бездомные
псы".
Курс, которым он следует, Ян Фабр называет "движением одного человека",
потому что он никогда не искал укрытия в каком-либо коллективном движении.
Поклонник Леонардо да Винчи, Фабр создал уникальный, самодостаточный
мир.
Я
представляю только себя. В семидесятых Бельгия была пустыней. И вдруг
появилось новое поколение. Анн Терез де Кирсмайкер начинала в Брюсселе,
воспитав несколько человек. Я - в Антверпене. Вим Вандекейбус четыре
года работал в моей труппе. Мы действительно подняли бельгийскую волну.
Но объединять нас глупо. Со временем Вандекейбус стал настоящим хореографом,
а я - его поклонником. И Анн серьезно занялась танцем, но она больше
ориентируется на американский минимализм. Я же не стремился стать хореографом.
Да и американское искусство не люблю. Я - художник. И я - фламандский
европеец. Опираюсь на классическую традицию - на живопись Яна ван Эйка.
В танец я влюблен как в средство. <…> Меня интересует плоть: кровь,
пот, сперма, слезы. Поверхность представления отшлифована, но актрисы
придают ей оттенок сексуальности, чувственности. Я работаю с актрисами,
которых невозможно заменить.
<…>
Когда я показываю танцовщикам движения - а я показываю и в Нидерландской
компании, и в балете Сан-Франциско, и во Франции, - они смеются надо
мной, потому что я не танцовщик. Но меня не интересуют движения сами
по себе. Не надо быть большим гением, чтобы изобретать их. Хореографов
полно, и каждый может придумать кучу всего. Важнее, как танцовщик готовит,
растит в себе то или иное движение. И второе: меня волнует даже не танец,
а пространство, где его нет. Пустое пространство на сцене.
Ян Фабр.
Критики стреляли в меня, но промахнулись (фрагменты интервью).
Время новостей, октябрь, 1999.
Tanz
театр