Кристина
де Шатель - хореограф поколения Пины Бауш, закончила в одно время с
ней высшую школу Фолькванг в Эссене. Но в отличие от Бауш и другой своей
соученицы Рейнхильд Хоффман, которые искали в танце эмоционального освобождения,
де Шатель уже в своих ученических опытах стремилась к организации движения,
к строгости формы. В своих поисках она опиралась на принципы Рудольфа
фон Лабана, Оскара Шлеммера и Марты Грэхем, продолжив штудии в Амстердаме
в Фонде современного танца Stichtung Eigentijdse Dans. После того как
фонд прекратил свое существование в 1975 году, де Шатель преподавала
технику Марты Грэхем в танцевальных академиях Амстердама и Роттердама.
В 1976 году Кристина де Шатель показала в коридоре Амстердамской танцевальной
школы спектакль-соло на музыку минималиста Филиппа Гласа. Логическим
продолжением хореографических опытов стало создание в 1978 году танцевальной
группы Dancegroep Krisztina de Chatel, в состав которой вошли ученики
де Шатель.
Для хореографа Кристины де Шатель одинаково важны визуальный образ спектакля
и музыка, которые часто диктуют характер движений, задают танцевальную
лексику.
В каждой из своих работ - будь то балеты на музыку минималистов Филиппа
Гласса, Стива Райха или Симеона тен Хольта, или спектакль с голосом
экстримистки Нины Хаген, или работа 90-х, навеянная виртуальной героиней
Ларой Крофт, - Кристина де Шатель исследует механизм движения во времени
и конкретном пространстве, высекая энергию танца из повторяющихся однообразных
и как будто линейных па или из соприкосновения тела с ограничивающей
его перемещения поверхностью. Головоломка ее балетов обманчива, и набившая
оскомину схема оборачивается ритуалом приобщения к вечному течению жизни,
пусть и на молекулярном, каком-то бесчеловеческом уровне. Всемирная
история элементарных частиц, царство чистого, механического движения.
Tanz
театр