Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

01.08.2002
Выставки

Ревизия внутреннего мира художника
[Елена Невердовская]

Виталий Пушницкий. "Благовещение", фрагмент В залах Мраморного дворца через пару дней завершится выставка Виталия Пушницкого "Introspection". Представленные в экспозиции монохромная живопись, графитовый рисунок, невнятные черно-белые фотографии как нельзя более точно соответствуют недоделанному дворцовому интерьеру - облезлым стенам, полу, покрытому серым ковролином, плохому освещению. Но, несмотря на такую созвучность экспонатов и интерьера, выставка не выглядит целостной. И проблема вовсе не в том, что часть холстов помещена в железные клетки, а другая часть пребывает пока на свободе, что на одних картинах - советские дети с морковкой в зубах, а на других - убитые гладиаторы и кающиеся Магдалины. По замыслу автора, все, что ни есть - это он сам, его детство, его сновидения, его религиозные и эротические видения, его фантазии. Одним словом, внутренний мир. Если быть точнее - внутренний мир художника.
Что ж, заглянем, раз приглашают. Во-первых, в этом мире отсутствует цвет - все произведения выдержаны в черно-белой гамме. Трудно поверить, что художник видит только черно-белые сны, что его воспоминания, представления и эротические фантазии бесцветны. Это настолько странно, что заставляет предположить невозможное - на Виталия Пушницкого повлияло кино, ведь только там переход от воспоминаний и сновидений маркируется отказом от цвета и четкости изображения. Во-вторых, все религиозные спекуляции оказываются вариациями на тему Западно-Европейской живописи, а если говорить точнее, - итальянской живописи Возрождения. Складывается впечатление, что все христианские аллюзии Пушницкого - это тоже воспоминания впечатлительного мальчика, который грезил, разглядывая на репродукциях пленительных мадонн. Хорошо, если это так, - в этом чувствуется хотя бы намек на искренность. В-третьих, вызывает удивление крайний минимализм знаков, образов, символов, цитат. Причем, сомнительно, что причина этого - сознательный выбор автора. Скорее - результат тотальной эстетической тупости, выражающейся в скудости воображения.
Этим полным отсутствием воображения можно объяснить и монохромную гамму всех произведений. Отказ художника от цвета ничем не обоснован, разве только ленью - для работы в цвете требуется гораздо больше сил, напряжения и таланта. Нехватку всего вышеперечисленного должен был бы восполнить пафос исследователя, инспектора собственного внутреннего мира. Восполнил бы, если бы не грустная реальность - вся совокупность подсознательного, бессознательного и т.д. миров Виталия Пушницкого оказалась сочетанием надуманных религиозных сюжетов, ложных глубокомысленных латинизмов и изображений голых тел.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100