Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

01.10.2002
Музыка

Дамо Сузуки: планируйте начало концертов как можно раньше - мы любим очень долго играть

Дамо СузукиВсе началось с того, что на гостевой книге группы Аукцыон появилось сообщение: "Я переписываюсь с экс-вокалистом группы CAN Дамо Сузуки. Он выразил желание приехать в Россию и сыграть с вами несколько концертов. Свяжитесь пожалуйста с ним, с уважением Михаил".
Шум вокруг CAN поднялся четыре-пять лет назад, когда эта, честно говоря, всеми забытая группа, вдруг была объявлена тем, с чего якобы берут пример нынешние модные и прогрессивные коллективы. В 1998 ей исполнилось тридцать лет со дня рождения, тоже хороший повод вспомнить прошлое. Были выпущены альбом эмбиент- и драм-н-бэйсс-ремиксов, видеокассета и книга. Ветераны дали горы интервью, попали на обложки большинства музыкальных журналов, похвалились своими нынешними сольными проектами (как правило, не очень убедительными), и на этом волна, которую гнал британский лейбл Mute, тихо иссякла. Одним словом, CAN вытащили из забвения как морковку из грядки, а потом опять туда же и посадили. А между тем, СAN были в высшей степени неординарным явлением.
Первая запись CAN была сделана в июне 1968 года во время их первого концерта на выставке современного искусства в Schloss Noervenich рядом с Cologne.В дальнейшем им посчастливилось получить разрешение на обустройство собственной студии в Schloss Noervenich. Эта студия представляла собой две стерео-деки и четыре микрофона. Концертный усилитель использовали как "микшерный пульт".
В CAN тогда играли: Ирмин Шмидт (Irmin Schmidt) - клавиши, Хольгер Шукай (Holger Czukay) - басист и звукоинженер, Михаэль Кароли (Michael Karoli) - гитара, Джеки Либецайт (Jaki Liebezeit) - барабаны и вокалист - Малькольм Муни (Malcolm Mooney).
Второй альбом CAN "Soundtracks" (1970), состоял из композиций записанных к фильмам молодых немецких кинорежиссеров. Группа рассматривала его не в качестве своего второго студийного альбома, а в качестве промежуточного между первым и вторым.
Промежуточный он ещё и в том смысле, что на нём звучат голоса двух вокалистов - старого и нового. Дело в том, что Малкольм Муни покинул группу. Несмотря на то, что к нему относились с редкой теплотой и вниманием, он вёл себя неадекватно, никак не мог найти смысл жизни, прогуливал репетиции и концерты, непрерывно курил траву и много пил. В результате он стал неуправляемым и буквально сошёл с ума: его нужно было охранять, чтобы он не выпрыгнул из окна. По совету психиатра его отправили домой в США, где он совершенно прекратил петь.
В мае 1970 года на свой концерт в Мюнхене CAN прибыли без вокалиста. Хольгер Шукай и Джеки Либецайт сидели в кафе, сквозь стеклянное окно они увидели странного вида (маленького, худенького и с волосами до колен) уличного музыканта, который пел либо громко медитировал и делал такие движения, как будто молился солнцу. "Знаешь что, - сказал Хольгер своему коллеге, - вон тот парень будет нашим новым певцом". Джеки только хмыкнул. Тем не менее, музыканты допили кофе и подошли к странному типу: "Мы, дескать, экспериментальная рок-группа, и сегодня у нас концерт в клубе Blow Up. Если ты вечером не занят, не хочешь ли присоединиться?" Парень, оказавшийся японским хиппи, отзывался на имя Дамо Сузуки (Damo Suzuki). Подумав, он с важным видом согласился.
По общему мнению, концерт в Blow Up прошёл блестяще. Сначала Дамо не подавал признаков жизни и еле слышно и довольно загадочно гудел в микрофон, а потом ожил, схватил в руки микрофонную стойку, начал скакать по сцене, размахивать руками и ногами, изображать из себя самурая и кидаться на публику. Музыка превратилась в откровенный нойз. Полторы тысячи человек, собравшиеся на концерт модной группы, дико перепугались и ломанулись к выходу. Началась драка. Группа продолжала в том же духе дальше... наконец, в зале осталось всего человек тридцать - как потом оказалось, американцев. Среди них был голливудский актер David Niven, который, возможно, представил себе, что он присутствовал на, в некотором роде, представлении ночного кошмара.
"Don't Turn The Light On, Leave Me Alone" стала первой записью CAN совместно с Дамо Сузуки.
Дамо Сузуки оказался в Мюнхене на пути из Японии в США. Он пересёк СССР на поезде, побывал в Москве в 1968 году и двинулся дальше на Запад. Дамо очень плохо говорил по-английски и сочиняемые им тексты были не лишены известной странности. Дамо во многом уступал своим новым коллегам, петь под сложные ритмические конструкции, которые выстукивал Джеки Либецайт, он был не в состоянии. Кроме того, Дамо стремился петь мелодично, а к мелодиям CAN вовсе не стремились. Раздражало стариков из CAN и то, что Дамо любил хардрок и особенно группу Deep Purple. С появлением Дамо Сузуки изменилась расстановка сил: Дамо был ровесником гитариста Михаэля Кароли, но дело было не только в этом. Клавишник Ирмин Шмидт и басист Хольгер Шукай играли очень отрывисто и ритмично, и мелодично-протяжное пение Дамо было поддержано лишь гитарой Михаэля Кароли.
В своих интервью в 90-х Хольгер Шукай подчёркивал, что CAN - это четыре инструменталиста, с которыми сотрудничали разные певцы, верно и то, что Дамо Сузуки ни в коем случае не был музыкальным лидером группы, однако с его появлением CAN стали во многих отношениях новым коллективом, а с его уходом в 1973 все чудеса и неожиданности закончились.
Can выпустили с Дамо четыре альбома: Soundtracks 1970, Tago-Mago 1971, Ege Bamyasi 1972, Future Days 1973.
Damo женился на немецкой девушке из секты "Свидетели Иеговы" и покинул CAN. Для остальных членов группы это был удар ниже пояса. Они прослушали массу вокалистов, но ни один из них не устраивал. В дальнейшем этот недостаток в группе восполняли гитарист Михаэль Кароли, органист Ирмин Шмидт и иногда Хольгер Шукай.
Возвращение в музыку Дамо состоялось только десять лет спустя, когда он развелся с женой, покинул "Свидетелей" и присоединился к немецкой группе Dunkelziffer. Затем, через три года образовал свой проект Damo Suzuki Band который постепенно трансформировался в Damo Suzuki Network's.
О последнем проекте Дамо стоит рассказать отдельно. Damo Suzuki Network's не имеет постоянного состава музыкантов. Отправляясь на гастроли в "дальнее зарубежье", Дамо собирает местных музыкантов, способных композиторствовать на сцене. Он особо подчеркивает, что это не джем-сейшн и не импровизация, а именно композиторство. т.е. музыканты должны создавать музыку прямо на сцене. Что же в этом случае делает Дамо? О его манере пения ходят легенды. Вот, что говорит сам Дамо:
"Поскольку я не умею петь, я использую свой голос в качестве инструмента. Мало какие вещи в жизни вызывали у меня интерес, поэтому я пою ни о чем. Я импровизирую как с мелодией, так и с текстурой. Я не концентрирую свое внимание на каком-то определенном предмете. Иногда голосовые звуки, которые я извлекаю, бывают похожи на английские, французские и немецкие слова, но на самом деле я пою на языке каменного века."
Его манера пения повлияла на таких вокалистов, как Джонни Лайдон из Public Image Limited и Марка Смита из The Fall.
Даже не пробуйте понять слова, которые Сузуки поет. Иногда он поет на никаком языке вообще, а когда он поет по-английски, то делает это расплывчато, так что требуется спектроанализатор, чтобы расшифровать хотя бы несколько фраз. Но, в конечном счете, это было только на руку музыкантам: Эти бормотания и пятна - идеальное сопровождение к музыке CAN и современному проекту Дамо.
После переписки с Дамо было принято решение, что в октябре Дамо приедет в Россию со своим коллективом, сыграет пару концертов в Москве 18 октября ("16 тонн") и в Питере 20 октября ("Red Club"), познакомится с музыкантами из Аукцыона и уже в марте следующего года вернется создавать русский Network's.

Пресс-релиз создан на основе:
личной переписки, официального сайта Дамо Сузуки http://www.damosuzuki.de/, http://altmusic.boom.ru/can_info.html,
http://starling.rinet.ru/music/can.htm,
http://www.muzprosvet.ru/can_1.html
http://www.dwelle.de/russian/archiv/mp120800.html



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100