Rambler's Top100

04.01.2002
Актуальное искусство

"В отрыве от шара Земли"
[Елена Невердовская]

В галерее "Дельта" открыта выставка Андрея Чежина "Абстрактная фотография", на которой можно увидеть серию монохромных отпечатков (размером метр на метр) с пленки, найденной в мусорном ведре учебной фотолаборатории в 1996 году. В течение последующих лет Чежин неоднократно обращался к негативам, делая с них отпечатки разных размеров. Работая с чужим случайным материалом, он заметил, что в этой проявленной, плохо зафиксированной пленке продолжали идти фотографические процессы. С одного и того же кадра нельзя было получить, скажем, через пару месяцев, точно такое же изображение.
Отпечатки, представленные на выставке, были сделаны в 2001 году в расчете на участие в проекте Русского музея "Абстракция в России. ХХ век Надо заметить, сделаны как нельзя кстати, поскольку помогают понять разницу между абстракцией Русских авангардистов и абстрактного искусства, начиная с 60-х и до сего дня.
После утверждения Малевича: "Мы пришли, чтобы очистить личность от академической утвари, выжечь в мозгу плесень прошлого и восстановить время, пространство, темп и ритм, движение, основы нашего сегодняшнего дня", кажется, что больше нечего добавить. Только повтор, развитие нюансов, повторение. Примерно в таких словах можно описать заключение, которое дали зрители, в том числе и критики
по поводу беспредметного искусства нонконформистов, "бессмертных" и других современных художников. Все, сделанное в 20-30-е годы энергично, убедительно и понятно. Все, практически, что делалось с конца шестидесятых, значительно слабее, невнятно и по большому счету вряд ли необходимо. Но мне кажется, что дело не во вторичности, а в другом историческом контексте. В 1916 году было от чего отрываться - была "Земля, как дом, изъеденный шашлями" (Малевич), тяготение которой необходимо было преодолеть и выйти в пространство без верха и низа, во время без истории. Спустя пятьдесят лет не было дома, не было истории и времени, и конструируемая художником действительность его личного пространства и времени была единственно возможным убежищем. Маленькая частная Вселенная, банька с пауками. Где взгляд утыкается в стену, с которой местами слезла краска, или в расслоившуюся фанеру потолка или в разбитый кафельный пол. Чтобы почувствовать, что жизнь реальна, необходимо обращать внимание на малейшие изменения и запоминать, и фиксировать. Если для русских авангардистов главным было желание познать будущее, изменить мир, то для "советских" абстракционистов и художников конца 80-90-х годов - сохранить себя самого, свою историю, свою память. Случай с найденными негативами проливает свет на этот до сих пор длящийся процесс, особенно характерный для Петербурга.
Пленка, отснятая и выброшенная неизвестным учеником, несколько лет привлекает художника наличием скрытой жизни, которую не нужно фиксировать, так как она сама происходит в нужном формате негатива. Ее только необходимо останавливать с помощью отпечатка, и убеждаться в который раз, что время движется, история развивается, память накапливается. Этот пример позволяет понять, что вырвавшийся из-под власти пространства художник, работающий с беспредметностью, попал во власть истории, такого земного частного времени, от которого были свободны авангардисты 20-30-х годов.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100