Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

04.01.2003
Кино и видео


Красивое кино для женщин
[Елена Невердовская]

Олег КоваловРождественским вечером (25 декабря) в Институте ПРО АРТЕ Олег Ковалов показал свой последний игровой фильм "Темная ночь", действие которого разворачивалось в сочельник и рождество, но никоим образом не напоминало традиционную зимнюю сказку. Автор фильма предварил показ кратким предисловием. Он пояснил, что стремился сделать работу в эстетике Фрица Ланга: специально был написан соответствующий сценарий, специально была подобрана черно-белая пленка, специально были выстроены декорации в павильоне, и звук писался технически устаревшим способом, чтобы сохранить гулкость шагов и нереальность голоса, специфические особенности, присущие ландшафту картонного реквизита. Весь остальной разговор - обсуждение и вопросы - теоретик и практик кино Олег Ковалов рекомендовал продолжить после просмотра "Темной ночи".
Фильм Олега Ковалова - это детектив, где "найти и обезвредить убийцу" хотят только мальчики, члены тайной организации с суровой дисциплиной, это любовная история, в которой объектом желания является смерть или сам герой, а не модель фотографа - маленькая девочка, мечтающая о стране нибелунгов. Да и нибелунги живут не под землей, а на небе. И хотя главный герой, влюбленный в свою фотомодель фотограф, придумывает шесть способов взлететь к нибелунгам на небо в полнолуние, он выбирает, тем не менее, самый верный способ попасть в страну нибелунгов - смерть. Несмотря на постоянную готовность к убийству и настигающую героев смерть, зрителям все время напоминают о рождестве: "сегодня рождество, надо любить друг друга…"
Возможно, что это ключевая фраза, ведь, как сказал Олег Ковалов в начале пространного послесловия, "Темная ночь" - это фильм о любви, красивое простое кино для женщин. Присутствующие ему не совсем поверили и рискнули спросить об имеющихся в киноленте символах. На эту просьбу теоретик и практик кино отреагировал крайне негативно: спрашивать режиссера о символах - это пошло. Чтобы сгладить острые углы, философ и преподаватель Нина Савченкова, "простодушно", "по-женски" спросила о взаимосвязи "Лолиты" Набокова, романа о похожей любви, и "Темной ночи" Ковалова, об отношениях Гумберта Гумберта и фотографа. Но и этот "простодушный" вопрос оказался слишком остроугольным, опять вызвал неудовольствие у мэтра, который заявил, что никакой преемственности, зависимости и вообще, связи, его "любовная история" ни с русской литературой, ни с русским кино не имеет. "Темная ночь", по мнению Олега Ковалова, впервые в истории русского кино касается темы "недетской" любви взрослого к девочке.
После такого начала все острые темы были изъяты из разговора. Стало понятно, что предполагаемая тема "изобразительные средства кинематографа" вряд ли будет поднята. Кинопоказ и лекция оказались именно тем, о чем говорилось в заголовке "Пять вечеров с Олегом Коваловым", - творческим вечером Олега Ковалова, встречей автора и почитателей, суррогатом народного успеха и известности, байками о деньгах, продюсерских препонах, о цензуре, полках и всеобщем непонимании.

Ссылки по теме:

Пять вечеров с Олегом Коваловым [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100