Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

04.06.2004
Выставки

Писатель взялся за кисть
[Елена Невердовская]

Владимир Войнович. Мюнхен. Красная крыша. 1996То, что Владимир Войнович пишет, никого не удивляет. Все читали о приключениях солдата Ивана Чонкина. А вот то, что Владимир Войнович рисует, мало, кто знает. В Москве, может быть, к увлечению известного писателя уже привыкли, ведь он и в ЦДХ на Крымском валу и в посольстве ФРГ выставлялся. Но в Петербурге свое живописное искусство Войнович показывает в первый раз.
Художник Войнович, впрочем, как и писатель, - не без хитрости. Хотите лубок? Наивное искусство? Пожалуйста. Вот вам "Мюнхенская зеленщица", писанная чистой красочкой, вот - приключения курицы Глафиры, вот серия "Спортивная", а вот и сам писатель, совсем по Хармсу, то с Пушкиным, то с Гоголем. И тут же рядом - по-московски концептуальная "Яичница", "Мюнхен. Красная крыша" и экспрессионистские "Сосны". Никакой игры - чистая живопись: засасывающая синева неба, плотная зелень, бликующая поверхность черепичной крыши.
Владимир Войнович. На прогулке. 2001На вернисаже Войнович продолжал играть: "Меня как писателя всегда ругали, критиковали, поучали, как писать и о чем. А вот как в 63 года стал картины писать - все хвалить начали, до сих пор перестать не могут. Волей неволей пришлось переключиться, сменить "перо" на кисть". Признался он, что в Баварии его "наивное" фигуративное искусство просто нарасхват. Особенным успехом у немцев пользуются бывшие партийные лидеры: "Добрый Ленин" и "Злой Сталин". Бывали, правда, и совсем странные заказы. Кто волка просил нарисовать, кто - чемодан у печки. Кстати, именно производство предметов, представляющих относительный коммерческий интерес, примирило близких Войновича с поздним увлечением матерого писателя.
Войнович-художник не забывает о литературе: всеми средствами живописует драматический комикс жизни. Выпито вино, голова упала " в тарелку с салатом", а часы на застывшей руке и будильник на окошке неумолимо отсчитывают время. В альбоме картинка имеет название слегка ироническое "День рождения". Вполне оправданно - ведь реальные часы на репродукции стоят, стрелки не вращаются столь ужасающе. В экспозиции автор позволил себе быть по-настоящему безжалостным - картина со "встроенными часам" называется "Жизнь проходит".
Владимир Войнович. Автопортрет.  2000Войнович-писатель не может себе отказать в желании высказаться по поводу художника и его места в жизни, обобщить опыт, сравнить. "От первого лица" он пишет о принципиальных различиях: "в литературе меня как читателя интересуют только шедевры. Ни больше, ни меньше. Книги неплохие или более или менее хорошие не привлекают. В музыке я могу получить удовольствие от домашнего бренчанья на гитаре или пианино, в живописи - от графити на заборе или от рекламного плаката. В литературе никакие домашние поделки меня не удовлетворяют". Но это нисколько не означает, что тем самым Войнович расставляет баллы или сочиняет рейтинг. Сказывается старая привычка объяснять все словами, и в то же время напоминать, что "изобразительное искусство в преимуществе - в переводчике не нуждается". Одним словом, что в литературе считается графоманством, в живописи оборачивается чистым удовольствием.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100