Rambler's Top100

06.05.2002
Книги и литература

Автор и Издатель на пути к прогрессу
[Елена Невердовская]

Осенью прошлого года состоялось событие, "перевернувшее всю концепцию современного российского книгоиздания с головы обратно на ноги", а именно, между "культовым молодежным писателем" Максом Фраем и петербургским издательством "Амфора" был заключен Договор нового типа. В соответствии с этим документом Издательство получило от автора эксклюзивные права на использование, обнародование и воспроизведение, переработку и перевод "отходов его жизнедеятельности, в т.ч. плодов раздумий и озарений, отчетов о воспарениях и помрачениях духа, мгновений отчаяния и пр." Другими словами - "на всякую фигню".
Взамен "Амфора" приняла на себя обязательства "регулярно сообщать Автору о его исключительности (не реже восемнадцати раз в течение календарного года), гениальности (не реже четырех раз в течение календарного года) и богоизбранности (не реже двух раз в год)", "выслушивать Авторскую ахинею не реже двух раз в месяц", читать и пересказывать его тексты, поить чаем-кофе при каждом появлении Автора на территории Издательства.
В результате соблюдения всех условий Договора нового типа на прилавках книжных магазинов буквально подряд одна за другой стали появляться книги Макса Фрая, выпущенные издательством "Амфора". Эти публикации основательно отличаются от прежних, выпущенных издательством "Азбука", так как не являются собственно произведениями, а именно " отходами жизнедеятельности, плодами раздумий и озарений, отчетами о воспарениях и помрачениях духа" исключительного, гениального и богоизбранного автора.
"Азбука", причем еще до появления "обнародованных, воспроизведенных и переработанных отходов", отнеслась к новому союзу "своего" (по мнению "Азбуки") автора с чужим издательством весьма ревниво и на собственном сайте осудило как Макса Фрая, так и Вадима Назарова. А так же заявило, ссылаясь на договор (возможно, правда, старого типа) от 19 января 1998 года, заключенный между издательством "Азбука" и Светланой Мартынчик и Игорем Степиным, о существовании у него прав на использование товарного знака "Макс Фрай". Но стоит заметить, что эта "нота" никак не повлияла на новый роман ( в значении "любовный", а не "литературный") "культового молодежного писателя": с момента подписания Договора нового типа в "Амфоре" вышло уже три книги Макса Фрая.
В конце 2001 была выпущена составленная Максом Фраем "Книга непристойностей", по признанию самого компилятора, являющаяся, скорее, "книгой стыдностей". Она состоит из фрагментов книг Бориса Виана, Кундеры, Филиппа Рота, Федора Сологуба, Ярослава Гашека, Ильфа и Петрова, Музиля, Хармса и др., в которых авторы касаются темы интимной, "стыдной" и "непристойной". Так же в этом сборнике помещен "Календарь народа страмосляба", записанный Светланой Мартынчик и Игорем Степиным.
В начале 2002 были опубликованы многолетние "отходы жизнедеятельности, плоды раздумий и озарений, отчеты о воспарениях и помрачениях духа", накопленные за время постоянной сетевой деятельности Макса Фрая. В "Книге для таких, как я" были собраны несколько интернет-проектов: осуществленный на "страницах" "Русского журнала", VESTI.RU, LITERA.RU и пр. проект "Macht frei", "Азбука современного искусства" и "Идеальный роман", представляющий собой претендующую на полноту классификацию возможных вариантов этого жанра в идеальном исполнении, - для облегчения и идеализации чтения дается только название и последний абзац.
Последнее издание, появившееся в результате реализации условий Договора, - первый том (А-К) "Энциклопедии мифов. Подлинной истории Макса Фрая, автора и персонажа", в котором, развенчивая один миф (о зеленой коже, маленьком росте и птичьем профиле), писатель сочиняет другой - историю о вполне нормальном человеке, который живет не в выдуманной стране, а в Москве, ездит на метро, машине, трамвае, звонит по телефону и даже сбегает в Германию… Но все эти действия, события и мысли встроены в жесткую лексическую сетку мифологического словаря. Это сопоставление вынуждает искать скрытые мистические смыслы, проникать в суть авторских "раздумий и озарений", испытывать эзотерические "воспарения - помрачения". Так как первый том предполагает второй, то о целостном восприятии этого результата авторской жизнедеятельности речь пока не идет.

Ссылки по теме:
Всем спасибо, все свободны [Марта Юнг]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100