Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

07.10.2002
Актуальное искусство


Камлание в Центре Женевы и чалма из американского флага
[Надежда Штиль]

Елена и Виктор Воробьевы. "Рассветы и закаты"До 10 ноября в Центре Современного искусства Женевы (Швейцария) проходит выставка современного искусства "Трансформа", на которой представлены произведения актуальных художников из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.
Женевская экспозиция стала возможна благодаря первому знакомству европейцев с современным искусством стран Центральной Азии, которое состоялось в Берлине в Доме Мировых Культур в начале года. Усилиями куратора Сабины Фогель и СЦСИ-Алматы была сделана масштабная выставка, на которой были представлены объекты, инсталляции, видео и фотография, медиа-арт и перформанс. В Доме Мировых Культур и произошла встреча центрально-азиатских художников с человеком - то ли бизнесменом, то ли энтузиастом по имени Нигги Попп, - который сыграл не последнюю роль в организации выставки "Трансформа". Нигги Попп обошел всю берлинскую выставку, записывая имена, названия проектов, идеи, с тем, чтобы нечто подобное показать в Швейцарии. Не прошло и года, как он нашел деньги, куратора - Даниэлу Грюненберг, и за месяц была сделана вторая выставка. Не столь масштабная, как экспозиция в Доме Мировых Культур, вторым отличием, кроме размеров и бюджета, стала более четко определенная кураторская позиция.
Именно из-за кураторского волевого подхода на выставке сложился "однобокий образ Средней Азии, как очень сурового региона. Практически, была отброшена его другая сторона, та, что всегда, во все времена отличала Восток от Запада - его мягкость, душевная щедрость, солнечное обаяние, горячий темперамент и многое другое, поэтому не были включены такие проекты, как "Вечная невеста" Алмагуль Менлибаевой, "Любовные скачки" Рустама Хальфина и др." (Ася Нуриева). Даниэла Грюненберг при формировании экспозиции следовала европейским правилам, главными из которых были - идейная чистота и строгость. Она отказалась от каких бы то ни было текстовых комментариев к работам, аргументируя это тем, что "знает своего зрителя лучше и исходит из того, что он способен понять, а что нет". "Швейцарцы абсолютно не знают, где находится и что представляет собой ваш регион" - сказала она. Зная об этих пробелах в географическом образовании, очень соблазнительно было представить собственный образ "чужого мира", в котором этнические особенности - шаманские танцы, ручное ткачество, - воспринимаются особенно контрастно в сочетании с современной военной техникой и солдатами в камуфляже.


Сделано в Центральной Азии
(Ася Нуриева)
Для экспозиции было задействовано три этажа очень просторного помещения, с огромными окнами и высоченными потолками. При входе на первый этаж Центра вас встречал монументальный объект Джамола Усманова (Узбекистан), выполненный из множества фрагментов водосточных труб. Смонтированные вместе они напоминали собой извивающихся в брачных танцах змей, чьи переплетенные тела, вытянувшись к небу жаждали дождя. Его композиция так и называлась - "Жажда". Далее зритель мог увидеть скульптурный объект Молдакула Нарымбетова - "Восток - Запад". Поднятое на дыбы разъятое нутро пианино покоилось на пьедестале, обтянутом кожей двух быков. Таким образом, в единое тело слились восточный импровизированный барабан и европейское классическое фортепьяно. Гульнара Касмалиева (Кыргызстан) представила объект - кочевничий ткацкий станок, из которого струились и падали на белый войлок переплетенные черные, длинные, словно прораставшие из века в век, волосы. Проект ZITABL (Абликим Акмуллаев и Зитта Султанбаева, Казахстан) назывался "Просто в клетке": среднестатистическая казахская семья в составе шести человек - апашка, аташка, мама, папа и пара их детей - мальчик и девочка. Их образ точно завершали, вместо ожидаемых человеческих голов, птичьи клетки с находящимися внутри живыми птицами.
В отдельном помещении была представлена видеоинсталляция Саида Атабекова "Суперсолдат".
Завершал первый этаж проект Вячеслава Ахунова, посвященный эмиграции, - "Беженцы": старые ободранные чемоданы дизайна 50-60-х, с различными наклейками среднеазиатского происхождения внутри крышки, были наполнены песком, который, высыпавшись на пол, образовал барханы...
Второй этаж начинался с проекта Ерболсына Мельдибекова. Он развесил по стенам традиционные узбекские блюда с восточным орнаментом. Дно каждого из них представляла одну из многочисленных военизированных реалий сегодняшней Средней Азии - автомат Калашникова, верблюды с ракетами на спине, старик с тюрбаном из американского флага. На видео сам Ерболсын с тюбетейкой на голове безропотно получал нескончаемые пощечины унижения. На этом же этаже можно было увидеть серию увеличенных фоторабот Елены и Виктора Воробьевых с зарешеченными в виде "солнечных" решеток окнами. Дальше находился проект Шаарбека Аманкулова "Алтарь" с советскими монетами и кыгрызскими асыками, фотографии Улана Джапарова и картины Саида Атабекова, в которых орнамент камуфляжа образовывал условные узоры "зимы" и "весны". В конце просмотра Вы упирались в белизну соляного проекта Хакима Турдыева, посвященного Аралу.
На третьем этаже располагались фотоработы кыргизких фотохудожников и видеофрагмент из фильма А. Божеевой "Homo Helius", посвященный состоявшейся в 1991 году акции "Зеленого треугольника" - известной алма-атинской группы.
На открытии выставки азиатские художники показали три перформанса - Гульнары Касмалиевой, Молдакула Нарымбетова и "Мисс Азия" дуэта ZITABL. Гульнара, облаченная в национальный камзол, играла на кобызе, в то время как из ее длинных черных волос другая девушка на ткацком станке ткала черное полотно. В конце перформанса обрывалась музыка и разрывалась связь - Гульнара отрезала свои волосы и ткань осталась незаконченной.
Молдакул в голубом шаманском костюме, с бахромой на рукавах показал настоящее камлание - он обходил свой рояль танцующей и вкрадчивой походкой, временами резкими движениями прикасаясь к синтезированному телу своего инструмента "Восток-Запад". Маленький ребенок в зале громко и отчаянно сказал - Je peore! (Я боюсь!) и мальчика вывели из зала. А Молдакул продолжал свое камлание: схватив шаманский посох с торчащими из него перьями, он грозно кружил вокруг инструмента, постукивал по полу. Прикасаясь этим посохом к барабану и извлекая резкие звуки из струн расположенных на хребте разъятого фортепьяно, он создавал свою музыку, схожую по какофонии и диссонансу с авангардной музыкой. Финал действия был завораживающим и состоял в игре с иглой-антенной, которую Молдакул извлекал из своего войлочного головного убора. Игла - подарок суфийского мастера - под действиями рук Молдакула, начинала таинственно подпрыгивать и почти зависать в воздухе… Многим верилось, что это был знак избранничества, связи с космосом - современного художника, одного из немногих работающих в ключе поисков связи с корнями и традициями.

Ссылки по теме:
Азиатский прорыв [Ася Нуриева]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100