Rambler's Top100

08.04.2002
Актуальное искусство

Шесть видеофильмов Ширин Нешат
[Елена Невердовская]

Ширин Нешат. "Turbulent"5 апреля в Эрмитажном театре состоялась встреча с известной американской художницей иранского происхождения Ширин Нешат. Программа встречи включала лекцию о творчестве художницы, демонстрацию шести ее фильмов и обсуждение, во время которого художница отвечала на вопросы присутствующих.
Перед показом видео-работ представляющая Нешат арт-критик Эмми Уиллок обратила внимание присутствующих на несколько моментов. Во-первых, на многозначный образ чадры, который является определяющим для понимания места женщины в иранской культуре; во-вторых, на музыку соавтора Нешат иранской певицы и композитора Сьюзан Дейхим, несущую гораздо большую смысловую нагрузку, нежели простое звуковое сопровождение визуального ряда; в третьих, на "эмоциональный и мистический уровень, раскрывающие иной пласт" (Ширин Нешат), который может быть постигнут только "телом". Последнее условие, до просмотра видео кажущееся фигурой речи, реализовалось буквально: низкие звуки музыки Сьюзан Дейхим воспринимались не только на слух, но и телом - через вибрацию пола, стен, кресел.
Первые три фильма "Turbulent" / "Беспокойный" (1998), "Rapture" / "Восторг" (1999), "Fervor" / "Страсть" (2000) - это трилогия, тематически продолжающая фотографические серии Ширин Нешат, сфокусированные на противопоставлении "мужского" и "женского" в традиционном исламском обществе. Во всех трех работах использовался одинаковый ход: два различных видеоряда с единым саундтреком одновременно проецировались на два экрана, расположенных напротив друг друга. На одном героем был мужчина ("Turbulent", "Fervor") или мужское общество ("Rapture"), на другом - женщина или несколько женщин. В Эрмитажном театре условие противопоставления соблюдено не было - оба видеофильма проецировались одновременно на один экран, и, таким образом, зрителю не предоставлялась изначально задуманная автором возможность выбора, но появлялась другая возможность - сравнения. При соположении видео-изображений восприятие различий обострялось: традиционность и публичность мужского пения под инструментальный аккомпанемент - женская импровизация, исполняемая без сопровождения лицом к пустому залу ("Turbulent"); крепость, лестницы и орудия, совместные действия мужчин и их борьба - отсутствие строений, песок и вода, отсутствие контакта женщин друг с другом, представляющих собой, скорее, просто спутниц, чем сложившееся сообщество ("Rapture"). Сформировавшаяся благодаря первым двум фильмам уверенность в непреодолимости границы между обществом мужским и женским, в невозможности не предусмотренного традиционными правилами контакта, разрушается третьим фильмом трилогии - "Fervor": напряжение, возникшее между мужчиной и женщиной, которые обратили внимание друг на друга по пути в мечеть, чувствовалось и во время прослушивания назидательной притчи. Герой и героиня, сидя по разные стороны перегораживающей зал стены, смотрели не столько на проповедника, сколько на перегородку, отделяющую их друг от друга, как будто их глаза могли встретиться. И когда женщина, не выдержав ожидания, поднялась и покинула зал, оказалось, что и мужчина вышел в тот же момент. Страсть, сила влечения, показанная минималистскими средствами, эмоционально захватывает зрителя, и главная роль в создании напряженной, наэлектризованной атмосферы принадлежит не музыке, как в других видео-работах, а изображению.
Из последующих трех фильмов один "Passage" / "Шествие" (2001) - цветной. В этой работе показана похоронная процессия: мужчины, несущие спеленутое белой тканью тело, идут по песчаной, каменистой земле. Женщины, образовав своими телами круг, руками разгребают песок, поднимая в воздух облака пыли. Образ круга дублируется дважды: девочка выкладывает его из камней, в финале по кругу загорается пламя. Соавтором этого фильма стал американский композитор-минималист Филипп Гласс. Его музыка вступает в противоречие с визуальным рядом - патетика христианского перехода в "жизнь вечную" контрастирует с восточным образом смерти, с традиционным исламским похоронным ритуалом.
Заданные после просмотра видеопрограммы вопросы, касались, по преимуществу, разницы между западным и восточным мировосприятием, противопоставление "цивилизованного" мира (или мира, подверженного тотальной глобализации) традиционному исламскому обществу. Отвечая на подобные, скорее социально-политические, нежели художественные вопросы, Ширин Нешат расказала, что ее творчество в Иране неизвестно. И хотя намерение привезти и показать там свою видеопрограмму есть, она думает, что иранский зритель может оказаться не готовым к восприятию ее художественного языка. Соотечественники и единоверцы будут требовать от нее более четкого определения собственной позиции: за ислам или против, за традиционные нормы поведения для женщин или нет. Вряд ли их удовлетворит признание Ширин Нешат, сделанное во время показа фильмов в Москве, что после 11 сентября она чувствует себя по обе стороны баррикады - как американка и как мусульманка.

Ссылки по теме:
Ширин Нешат: мои работы предлагают реалистичный образ наших обществ
[Елена Невердовская]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100