Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

11.02.2003
Выставки


Искусство сметать все на своем пути
[Наталья Ульянова, "Деловой Петербург"]

Павел Николаев - МусорщикиЧто там камни, если цифры умеют говорить: художник Павел Николаев уже 18 лет как дворник, 8 февраля ему исполнился 41. "Мусорщик" - его первая выставка, что открылась в галерее "Борей".
На первом своем вернисаже Павел Николаев появился в рыжеватой робе, в ухе серьга, во рту беломорина, в кармане мобильник, на лопате велосипедный звонок, - для того, чтобы расчищать путь себе и лопате. Ко всему этому можно добавить псевдо-перформанс Николаева, вернее, то, что могло бы показаться всамделишным перформансом, не будь автор дворником на самом деле: на эстетствующую (и не очень, по правде, поскольку среди приглашенных угадывались и работники жилищных служб) публику он бросал лопатой пенопластовый ворох.
Казалось бы, все приличные люди в свое время перебывали дворниками: дворничество - это своего рода признак "родовитости", дворянства, корочка, свидетельство головного мозга. Но если большинство петербургских художников (слова или дела) уже давно вышло из подполья, заполучив дворничьи квартиры, или занявшись своим предназначением, то в подобном статус кво, казалось бы, должна быть зарыта особая философская мысль. О "кресте", например, он же лопата. Но все оказывается предельно просто. В разговоре Павел Николаев признался, что все дело в привычке - не может он выходить на работу позже семи.
Как тут можно удержаться и не порассуждать о том, что художник - это всегда мусорщик, а фотограф - тем более, кто, как не он, собирает огрызки реальности, фантики, огрызки, шелуху, то, что бросили, за чем не доглядели. Но здесь как раз и кроется подвох, поскольку в данном случае нет позиции нарочитости. Собственно и позиции нет, есть просто жизнь, привычка, фотография.
Все фотографии разножанровы - натюрморты, портреты, ню, есть даже стрит-фотография, не поместившаяся на этой выставке, что чрезвычайно жаль - это единственный фотограф в Петербурге, у которого раньше всех начинается световой день. Немного наивный взгляд отнюдь не портит его работы, все сглажено оставленным следом "происхождения" предмета. Особенно любопытна серия портретов коллег по цеху - "Боевые подруги", "День рожденья - грустный праздник" или вот ню, усугубленное только тем, что на картинке - кладовщица РЭУ №16. Трогательны натюрморты, подобранные по роду деятельности - там гвоздик, здесь перышко, тут детская фотография, стеклянные колбочки, искривленные зеркала и т.п. По сути, подобный метод собирания натюрмортов используют решительно все, только мотивы здесь иные: Павел Николаев действительно не может не собирать то, что выбрасывают другие. Понятно, что здесь любопытен, прежде всего, контекст, чем визуальные открытия. Но и в этом есть что-то, - что, наверняка нашлось бы в фотографиях, например, других выпускников "Мухи", если бы те вдруг вздумали стать профессиональными регулировщиками или мойщиками окон.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100