Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

11.03.2005
Актуальное искусство

Грац, как мы смеялись
[Андрей Кудряшов]

Грац - МоскваНаше знакомство с Австрией прирастало и, видимо, прирастать Грацем будет. Небольшим провинциальным, но все же – вторым по величине после Вены городом Австрии, родиной Шварцнеггера и Захер-Мазоха.
Так уж сложилось. Виной тому – горстка энтузиастов, возглавляемая куратором Хервигом Хеллером и художником Бернхардом Вольфом. Последние несколько лет эти неутомимые труженики интернационального искусства с завидной частотой появлялись в Москве и Петербурге, не просто исследуя арт-рынок, а вступая в тесный контакт с русскими художниками, результатом чего явилось несколько совместных проектов, фестивалей, выставок, следовавших одна за другой с такой частотой, что может сложиться впечатление об абсолютной взаимо-интегрированности художественных сообществ Граца и обоих российских столиц.
Выставка Грац-Moskau, открывшаяся в одной из галерей Московского ГЦСИ – стала частью проекта (этапного для артистических отношений Граца и России).
За день до ее открытия в Клубе СИНЕ ФАНТМ прошел показ видео-программы Грацких художников. Состояла она из двух блоков. Первый, название которого вынесено в заголовок этой статьи, представил видеоролики, которые явились реакцией местных художников на масштабную официальную имидж-кампанию «Грац - европейская культурная столица 2003», приуроченную к присвоению этого официального звания Грацу Европейской комиссией. Попытка такого своеобразного анти-пиара обернулась созданием глумливо-радикальных произведений, выполненных видео-художниками самых разных направлений. Смешные и безалаберные, они как нельзя точно отразили сиюминутное настроение протеста, импульсивный и отвязный характер реакции маргиналов на «культурное» давление масс-медиа.
Вторая часть походила на антологию классики грацкого видео. Немаловажен тот факт, что, обладая провинциальным статусом, но, имея, при этом, в своем распоряжении не малые художнические силы, Грац оказался в оппозиции Венским кинематографическим традициям. «Большое» нарративное кино Австрии укрепило свои позиции в мировом фестивальном движении. В Граце же, напротив, сложилась иная культура бытования движущегося изображения, тяготеющая к отсутствию повествовательности и наличию рефлексивности. По большей части, плоды этой «контртрадиции» - краткие экспериментальные видеоработы, для которых характерен, как выражаются сами кураторы, «жесткий концептуализм». Здесь более всего запоминаются произведения либо остроумные, либо действительно – жестко-концептуальные, безошибочно «сделанные». Что касается второго рода фильмов, то, конечно, прежде всего, следует назвать короткометражки группы Г.Р.А.М. – те, где авторам удается сочетать стилизацию старого черно-белого кино, актуальное содержание и тонкую нюансировку на техническом уровне (камера, цвет, монтаж, саундтрек).
Настоящим открытием для московской публики стало выступление на следующий день в Кубе на Брестской группы «Биндер&Кригльштайн». Музыканты легко затмили выступившего перед ними заслуженного акына России Псоя Короленко. Энергичный, мрачновато-лиричный саунд, женственно-жесткая, «готическая» манера исполнения вокалистки – и колдовская атмосфера футур-мультур-поп-рока обволокла даже тех, кто предпочел отбывать время концерта за стойкой бара.
Выставка московских и грацких художников, которая будет работать до 20 марта, – стала выставкой старых друзей. Аристарх Чернышев и Бернхард Вольф, Петлюра и Ясмин Ладенхауфен Андрей Сильвестров, Михаил Игнатьев, Владимир Сальников, Нина Котел, тот же Г.Р.А.М. – без намека на соперничество, спокойно, весело и концептуально – в видео инсталляциях, проекте памятника Терминатору (привет Шварцнеггеру), фотографиях и граффити.
В рамках проекта вышла так же одноименная книга – почти монографическое исследование где собраны исторические мини-исследования Хервика Хеллера, посвященные динамике отношений Граца и России, статьи художников, вовлеченных в этот процесс и ряд уникальных материалов – таких, как интервью Ильи Кабакова, первый визит за границу которого, 17 лет назад, состоялся именно в Грац.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100