Rambler's Top100

12.02.2002
Актуальное искусство

Микеланджело настиг Страшный суд
[Елена Невердовская]


Наконец-то, случилось. 9 февраля в Новой Академии Изящных Искусств открыли очередной Музей Современного Искусства, предлагая всем поверить, что это - первое учреждение такого рода, появившееся в Петербурге. А может быть и в России? Вероятно, все же, учредители музея не настолько некомпетентны, чтобы не знать, что музеев современного искусства в одном Питере - как собак нерезаных. Скорее всего, дело в подлинности. Вновь открытый - настоящий, подлинный. Все остальные - надругательство над искусством и зрителем.
Первым художником, который удостоился чести быть представленным в музее, стал его сотрудник, заместитель директора Санкт-Петербургского музея современного искусства по международным связям Сергей Бугаев-Африка. Его экспозиция "Страшный суд" - это развешенные затейливым образом эмали с веселыми цветными фрагментами одноименной росписи Микеланджело в Сикстинской капелле. Из всей огромной многофигурной композиции знаменитого итальянца Африка выбрал в качестве основного и смыслообразующего элемента своей экспозиции не центральную часть с безбородым Христом Эммануилом, как в оригинале, но фрагмент с автопортретом Микеланджело, изображенным на снятой коже св. Варфоломея.
Превращение знаменитой фрески, мягко выражаясь, в комиксы, грубее - в кафельную плитку, можно рассматривать как настигший Микеланджело еще до конца времен Страшный суд. Возможно, поводом к этой расправе с гением Возрождения послужило, то, что Микеланджело отступил от церковных канонов: встроил в роспись свой собственный облик (пусть даже и на снятой коже св.Варфоломея) и изобразил большинство персонажей обнаженными. Африка, также как и Микеланджело, не стал одевать бесстыдно голые фигуры в легкие драпировки, дабы не уподобляться эпигонам мастера, дорисовавшим одеяния на фреске после его смерти. Если это предположение - верно, то о какой-либо свободе воли в творчестве Африки речь идти не может, поскольку его рукой двигала божественная воля. Таким образом, его художественный жест был предопределен и не подлежит нестрашному суду критики.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100