Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

12.07.2004
Книги и литература

Забеги по комнате
[Максим Дынников]

Константин Арбенин.  Комнатные побегиЗавоевание мира начинается с того момента, как у человека появляется желание покинуть пределы, в которых он себя ощущает. Еще маленьким человек слышит зов запредельности и идет на него, почти не оглядываясь. А если и оглядывается, то не может разглядеть, почувствовать то состояние, когда еще не было зова, а было что-то постоянное и не раздражающее.
Переводя эти неопределенности на предметный язык, можно сказать, что человек сначала сидел в комнате, в четырех стенах и неожиданно услышал голос улицы, который сначала нашептывал: «Посмотри, какая хорошая погода», а потом выкрикивал: «Костя, пошли в футбол играть!» И Костя (Владимир, Адольф, Иосиф… мужские имена больше тянутся к завоеваниям) шел играть в футбол, забивать голы в чужие ворота. Играть полноценного персонажа насильно предложенного кем-то бытия.
«Все суета. Отбой нам только снится.
А мне уже не снится и отбой.
О если бы хоть на миг остановиться
И зачерпнуть небытие рукой…»
Это строки из нового сборника стихов петербургского прозаика, поэта, драматурга, певца, голоса музыкального коллектива «Зимовье зверей» Константина Арбенина под названием «Комнатные побеги». Они – просто повод возобновить разговор о вечном, то есть о комнате, в которой началось движение из нее.
В двух словах об авторе: не по-русски скромен, приятен в разговоре, пишет сказки для детей и взрослых, рисует для себя. Немного узнав Константина лично, хочется узнать о нем больше. Сделать это можно с помощью его стихов, поэм и песен. Сборник «Комнатные побеги» соткан как раз таким образом, что оценить разное творчество автора в период его жизни с 1987 по 2001 годы.
Какой-то писатель из позапрошлого века внезапно понял, что ничего не знает о своем жилище, и постарался описать его. Вышло не то чтобы очень красиво, но главное – вышло. Идея обжить пространство родной комнаты, понять ее темные углы, уложить на листы нотной тетради скрипящие разноголосо половицы, научиться трогать дверную ручку так, как никакую другую ручку в мире – задачи, которые не снились иным Адольфам. Адольфы, влекомые зовом запредельности, будут неизвестно зачем искать чужих пространств. Им и в голову не придет брататься с домашними комарами, как это сделал Константин Арбенин.
«Комары на зеленой стене –
Длинноносые тощие боги.
Ваши руки похожи на ноги.
Ваши мощи направлены вне.

Доживая последних полдня,
Вы стараетесь сделать мне больно.
Подсознательно и подневольно
Вы едите себя и меня.

И становитесь как бы живей,
Выпивая все мысли из брови.
Комары, мои братья по крови.
Мы одних беспородных кровей»

Почитаешь стихи Константина Арбенина - и уже не сможешь просто так плевать в потолок. Плевать в потолок – станет искусством. Может быть, первейшим из искусств - быть осознанно ленивым и бессознательно зрячим.
В свою картотеку одомашненных символов автор включил влажный туман, продувающий ветер, «друга Пушкина», творимого заново Вертер, уголки улыбки Чеширского кота и другое. Все это легко может поместиться на книжной полке, прибитой к слабой стене какой-нибудь питерской коммуналки. А кроме полок в этой маленькой комнате могут висеть картины, фотографии, зеркала. Благодаря попаданию взгляда в их поле, комната из четырехстенной превращается в многогранную. И каждая грань будет новой историей, рассказанной сначала самому себе, а потом - еще паре-тройке красиво плюющих в потолок не-завоевателей, в которых, конечно тоже, как и у всех «идущих на зов запредельности» проклевывается уличное арбенинское:
«Как много мест, куда бы я хотел
Уехать, чтоб вовек не возвращаться…»



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100