Rambler's Top100

12.12.2001
Новости культуры

Выставка Нэн Голдин в Центре Помпиду
Елена Невердовская

В Париже в Центре Помпиду проходит ретроспектива фотографий Нэн Голдин, на ней представлены произведения, начиная с самых ранних (1969-1973), на которых можно увидеть членов группы drag queens, и заканчивая последними работами, сделанными в Европе в 1999 и 2000 годах. Предполагается, что эта экспозиция будет показана еще в нескольких европейских городах.
Историю о фотографе лучше всего начать с описания фотографии. 1964 год, благополучная еврейская семья среднего достатка, четверо детей: Барбара, Стефан, Нэнси и Йонатан. Нэнси десять лет, и она единственная, кто не смотрит в объектив Поларойда. Она мечтает стать психоаналитиком.
Проходит год, и жизнь этой семьи, прежде ясная и рассчитанная до мелочей, рушится: старшая дочь, Барбара, в возрасте 18 лет совершает самоубийство. От Нэнси пытаются скрыть случившееся, но это только провоцирует ее на поиски ответа на вопрос, что же случилось. Нэнси превращается в Нэн, которая больше никогда не потерпит лжи, будет разрушать прекрасные декорации, что бы они не скрывали: страсть и непристойность, недостатки и несчастья, болезнь и смерть. Она больше не собирается посвящать жизнь психоанализу, Нэн уходит из дома вместе с хиппи, живет и путешествует с "семьей" drag queens, фиксируя собственную жизнь и жизнь близких людей посредством фотокамеры. С первой состоявшейся выставкой фотографий к ней приходит осознание своей роли и своего места. Она поступает в бостонскую Школу при Музее изящных искусств и заканчивает ее в 1977 году со степенью Бакалавра Изящных искусств.
Глядя на фотографии, размещенные на стенах крупнейшего в Париже Музея современного искусства, невозможно подумать, что это просто результат исследовательского интереса, фиксация опыта внедрения в среду хиппи, скинхедов, трансвеститов и транссексуалов, художников и музыкантов. Приближение камеры настолько велико, настолько сильна пристрастность взгляда, что не вызывает сомнения причастность автора к жизни героев: "Скинхед занимается сексом" (1978), "Куки у гроба Витторио" (1989), "Клеменс и Жан, рука во рту" (1999). Тем более, что она сама с той же степенью откровенности и, можно сказать, бесстыдства попадает в объектив фотокамеры: "Нэн месяц спустя после нанесенных побоев" (1984) фиксирует конец ее бурной связи с Брайаном, "Автопортрет: я делаю запись в своем дневнике" (1889) - камера застает автора с ручкой в руке в ночной старомодной рубашке на постели, "Автопортрет на мосту над золотой рекой" (1998) - только тень на бликующей воде.
Нэн Голдин - мастер портрета. Чаще всего она снимает людей в интерьерах квартиры, гостиницы, бара, больницы и церкви. Ее жизнь и жизнь ее друзей происходит все время в закрытых, ограниченных пространствах - даже на улице она фотографирует свои модели в салоне автомобиля. Смерть ее молодых друзей от СПИДа или наркотиков переживается, как их последний уход, как бесследное исчезновение. Утрата, а не переход: Нэн Голдин впервые идет церковь, собираясь просить Бога продлить жизнь ее больным СПИДом друзьям: "Fatima candles" (1998). Среди последних фотографий, сделанных в Японии и в Италии, стали появляться не только портреты в пейзаже, но и природа в отсутствие людей. Похожий на снег вишневый цвет, срываемый ветром, туман и вода - человек попадает в зыбкие и непрочные среды, которые способны, если не убедить в реальности нереального, то хотя бы дать надежду на успокоение, на забвение страсти, страха и боли.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100