Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

13.09.2002
Выставки

Прежде чем вещи приобрели облик
[Елена Невердовская]

Бернард Шульце. МигофыВчера в Русском музее в залах Мраморного дворца открылась выставка немецкого художника Бернарда Шульце. Эта экспозиция является частью большого цикла посвященных немецкому искусству выставок, которые совместно организуют Русский музей и Музей Людвига в Русском музее. Несмотря на широкую известность Шульце - количество только персональных его выставок приближается к 50-ти, и, несмотря на то, что в собрании Людвига в Русском музее находится одно из наиболее известных созданий художника "Мигоф" - сложная конструкция из металла, пластика и расписанного масляными красками холста, в России с его творчеством, как и с его биографией, практически, не знакомы. А между тем, Бернарда Шульце называют квинтэссенцией всех возможных представлений о "немецком художнике". История его живописных перерождений начинается с увлечения сюрреализмом и кубизмом, включает краткий период ташизма и экспрессионизма, и отнюдь не завершается приверженностью L'apt informel. Его литературные предпочтения - французские символисты и поэзия Георга Тракля. И, конечно же, как всех немцев, его занимают музыка и философия.
Бернард Шульце родился в 1915 году в городе Шнейдемюле (Германия), получил художественное образование сначала в Берлинском колледже художественного воспитания, затем в Дюссельдорфской Академии. Во время Второй мировой войны, с 1939 до 1944 года, воевал в африке и на Восточном фронте. После демобилизации и возвращения на родину выяснил, что все его графические и живописные работы были утрачены - Шульце начал занятия изобразительным искусством, образно говоря, с "чистого листа". Первые послевоенные работы были сделаны в сюрреалистической манере. В 50-е годы он обращается к ташизму. Дальнейшее продвижение по намеченному маршруту привело живописца к работе в стиле "информель" (L'apt informel) - романтическому, сентиментальному направлению, уделяющему большое внимание "ментальным ландшафтам". В это же время он придумал своих "Мигофов", которые теперь существуют не только в трехмерном пространстве, но и на бумаге или холсте: "Рождение мигофа" (белый картон, кар., 1999), "Танцующий осенний мигоф" (х., масло, 2001).
Автор мифических полусуществ-полурастений "мигофов" полагает, что настало время "перейти от искусства к природе". Природа в его понимании - это совсем не пейзаж, это становление, происхождение ландшафта. И это не портрет существа, которое уже есть и только движется к своему разрушению-смерти - это изображение зарождения, появления организма из движущейся материи, воздуха, из первоначального хаоса. Шульце этого не скрывает - названия живописных холстов и огромных карандашных рисунков говорят именно об этом: "Прежде, чем вещи приобрели облик", "Сумбур впечатлений превращается в образ" (бел. картон, кар., 1999), "Был как-то однажды пейзаж" (бел. картон, кар., 1999).



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100