Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

14.03.2005
Кино и видео

Синефантом: от «Тракторов» до «Трактористов»
[Андрей Кудряшов]

СинефантомКино бывает разным – голливудским, авторским, коммерческим, арт-хаусным, пропагандистски. Братья Алейниковы снимали кино «параллельное» - кино, которое не пересекалось ни тематически, ни идеологически, ни технически с тем кино, которое широко шагало тогда по широким экранам страны. Определение «параллельного кино» вписано во все кино-энциклопедии мира, «параллельное кино» снималось на 8, 16 и 35-миллиметровую пленку, «параллельное кино» - это то, что можно будет увидеть 14, 15 и 16 марта в клубе СИНЕ ФАНТОМ.
Ретроспектива фильмов Игоря и Глеба Алейниковых в СИНЕ ФАНТОМЕ? Нечто тавтологичное. Имена этих режиссеров, название старейшего независимого российского киноклуба и само определение «параллельное кино» - вещи накрепко связанные. Параллельное кино начал снимать Игорь Алейников в конце 80-х, журнал “Cine Fantom” на рубеже десятилетий издавали Алейниковы, клуб СИНЕ ФАНТОМ, спустя год после гибели старшего брата, открыл Глеб Алейников. Через этот клуб прошло бессчетное количество людей, снимавших в то время кино своими силами на свои средства.
Таким образом, перед нами – целое явление, – уникальное и вполне себе самостоятельное, достаточно мощное, чтобы можно было, не лукавя, сказать – без него современный российский кинематограф выглядел бы иначе. Свобода, с которой параллельщики ваяли свои фильмы, свобода, которая позволяла без оглядки даже на такие священные авторитеты авангарда, как, скажем, Эйзенштейн и Вертов, снимать кино так, как этого хочет рука, удерживающая камеру – эта свобода ценна уже тем, что дает возможность осознать условность жанровых, языковых и стилистических канонов. По сути, убивая, таким образом, кино, каковым оно мыслится режиссерами-ремесленниками и зрителями-потребителями, глумясь над его создателями и любителями, прорывая в его истории бреши и создавая в точках прорыва свою собственную мифологию, кино «параллельное» дает Кинематографу возможность обновиться, выжить и с новой силой питать культуру образами «больших иллюзий».
СИНЕ ФАНТОМ покажет в кинотеатре Фитиль:
14 марта
«Трактористы-2», 1992
Римейк эпохальной комедии Ивана Пырьева «Трактористы» (1939)
Режиссура – Игорь Алейников, Глеб Алейников
Сценарий – Глеб Алейников, Рената Литвинова
В ролях: Евгений Кондратьев, Мария-Лариса Ватерлоо-Бородина, Александр Белявский, Борис Юхананов, Анатолий Кузнецов, Петр Поспелов, Евгений Юфит, Александр Дулерайн, Олег Хайбуллин
15 марта
«Здесь кто-то был…», 1989
Режиссура, сценарий – Игорь Алейников, Глеб Алейников
В ролях: Евгений Кондратьев, Евгений Юфит, Андрей Мертвый, Борис Юхананов
«Америга», 1990-1997
Режиссура, сценарий – Игорь Алейников, Глеб Алейников
В ролях: Игорь Алейников, Глеб Алейников, Дмитрий Пригов.
16 марта
Ранние фильмы Игоря Алейникова:
«Верхняя точка», 1981
«Имена», 1982
«1 мая 1983 года», 1983
«Филателист», 1983
«Аттракцион», 1983
«Метастазы», 1984
Начало всегда – в 20.00



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100