Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

14.05.2003
Актуальное искусство

Стадия стекла
[Максим Райскин]

Олег Кулик - ЛозунгТрудно представить себе что-нибудь более банальное и одновременно интригующее, чем новый проект Олега Кулика в Строгановском дворце. На выставке, гордо названной "Лозунг - Losung - Slоgаn - Меssаgе", художник выставил большеформатные (два с половиной на метр с лишним) фотографии. На них сквозь прозрачный плексиглас, который, собственно, и являлся объектом съемки, запечатлены неброские пейзажи. Снимки, нельзя не отметить, получились красивые, но зритель недоумевает - красота красотой, но в чем же здесь message? Дело в стекле, говорит Кулик.
Идея прозрачности подстерегала Кулика уже на первых шагах его художественной карьеры. В начале девяностых, понимая под ней непосредственный выход искусства в реальность, Кулик стал "экспозиционером самой жизни": выставлял на фасаде галереи Марата Гельмана огромный портрет Михаила Горбачева ("I love Gorbi", 1994 год), заставлял зрителей участвовать в убийстве поросенка, или вывозил несколько автобусов публики на загородный пикник и бросал их там, по свидетельству очевидцев, "замерзшими, голодными и очень злыми". Последний проект именно так и назывался - "О прозрачности".
К середине девяностых самый витальный из ныне живущих обитателей российской арт-сцены идею прозрачности как будто оставил и занялся совершенно иной деятельностью, благодаря которой, собственно, и стал известен. На весь мир Кулик-художник прогремел как основатель партии животных, человек-собака, охранявший от зрителей вход в Цюрихский Кунстхалле, несколько недель выставлявший себя напоказ в нью-йоркской галерее Deitch projects ("Я кусаю Америку, Америка кусает меня", 1997) или облаивавший полицейских перед зданием Европарламента в Брюсселе в знак протеста против убийства больных, но мирных британских коров. Лишь к концу девяностых Кулик свою перформативную деятельность свернул, впав как в ересь в фотографию.
Этот отказ от трансгрессивной деятельности многими воспринимался, и до сих пор воспринимается, исключительно в коммерческом аспекте: Кулик навоевался и теперь спекулирует на своем героическом прошлом. Тем более, что на снимках в лайтбоксах были все те же герои - голый Кулик, превращающийся, в зависимости от ситуации, то в своего верного пса Пьера Куилти Младшего, то в теленка, то в девочку-подростка.
Пока эти разговоры о продажности продолжались, Кулик на месте не сидел и сделал новый проект - снимки чучел животных на фоне буйного первозданного ландшафта. Фотографии экспонировались таким образом, что зритель, разглядывавший их, отражался в стекле и неизбежно оказывался в собственном поле зрения в одном ряду с грубо препарированными слонами и жирафами.
В новом проекте Кулик поступает еще более радикально - отказывается от введения в кадр даже мертвых действующих лиц. Можно подумать, что он решил заняться ландшафтной фотографией. В прозрачном плексигласе, снятом на фоне лесов, полей и рек, отражается искусственно созданная среда, которая собственно и вытеснила эту природу на задворки. Городские новостройки, пейзаж ВДНХ, или коммунистическая демонстрация исчезают с поверхности пейзажа только в местах прямоугольных отверстий, прорезанных в стекле в одну строку как буквы на транспаранте. Протест против сокрытия реального, который несет с собой этот немой лозунг, на деле лишь утраивает и без того двойственную ситуацию. Что есть реальность: отражение в стекле, природа на заднем плане, фрагменты, видимые в вырезанные прямоугольники, ландшафт, оставшийся неохваченным по краям, или может само стекло? Ответ на этот вопрос Кулик, по понятным причинам, не дает. Растворив себя сразу во всем - и в стекле, и в отражении, и в пейзаже, он делает выбор в пользу тотальной неопределенности.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100