Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

15.09.2003
Новости культуры

Tanzкласс для критиков
[Ольга Фролова]

В эти выходные в помещении библиотеки Гете-института на Невском, 25, прошел первый мастер-класс в рамках фестиваля TanzТеатр. Танцевать не учили, и, несмотря на многочисленные просьбы собравшихся хореографическое мастерство тоже не демонстрировали. Шведская хореограф и танцовщица Марика Хедемур, художественный руководитель отделения танца Crowd Company, выступала лишь в одной роли - теоретика современного танца, который она изучала в Лондонском центре Рудольфа фон Лабана. Теорию современного танца пришли изучать, главным образом, "закоренелые классики" - балетные критики Петербурга. Ведь критика contemporary dance, как и сам этот вид искусства, находится у нас все еще в зачаточном состоянии. На поверку, "классики" оказались не так уж и закоренелы, хотя кое-что из продемонстрированного и резало их глаз.
Теория хореологии, несмотря на непривычное название, оказалась сколь интересной, столь и доступной восприятию даже непрофессионалов. Фактически - обычной схемой, позволяющей вербализировать наши визуальные впечатления. А последних на семинаре было много - Марика привезла в Петербург большое количество записей современных постановок, которые и демонстрировались на протяжении двух дней. Комментарии к видео благодаря предложенной схеме могли делать все присутствующие. Даже дилетанты. Главное - понять простые, но важные вещи. Например, что танец в эстетике contemporary dance - это не искусство, а событие. В нем нет повествовательности как таковой, а есть воплощение идеи. Что TanzТеатр - это театр реальных, плотских людей, а не рафинированных балерин, с телами, полностью очищенными от физических свойств.
Или, например, проникнуться идеей игры с кодами. Ломка стереотипов - один из важных приемов TanzТеатра. Поэтому интерпретации шведа Матса Экка, "играющего" с Чайковским - это не пародия и не фарс, а то самое "свое" прочтение классики. Кто, например, сказал, что лебеди должны обязательно быть молодыми изящными девушками в балетных пачках и с белым пухом на голове? А может, это босые мужчины в псевдопачках и с имитирующими голый череп сетками? Главное - какую реакцию у публики ожидает хореограф. Ломка стереотипов заведомо ориентирована на эпатаж, но участие публики в спектакле, ее реакция - это тоже часть театрального перформанса.
Некоторые из имен хореографов, чьи композиции демонстрировала Марика Хедемур, хорошо знакомы у нас в стране - тот же Матс Экк, или американец Мерс Каннингхем с его скульптурными композициями тел. Но танцующий Джон Траволта в мюзикле "Бриолин" в качестве представителя TanzТеатра воспринимался, честно говоря, с трудом.
Следующие мастер классы, которые будут проводиться в рамках фестиваля, будут адресованы хореографам, и посвящены уже не теории, а практике современного танца.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100