Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

15.09.2003
Выставки

Эшер, или Предчувствие пространства
[Елена Невердовская]

Андрей Чежин. ПРостранство ЭшераВ Эрмитаже 16 сентября в 12.00 открывается выставка голландского художника-графика, знаменитого автора парадоксальных математических мозаик Маурица Эшера. В 1960-е годы, когда спорили "физики" и "лирики" он был фигурой, объединяющей оба стана. В Советском Союзе Эшер, кстати, стал известен именно благодаря своей научности - первую книжку на русском языке о математическом голландце написал бывший инженер-энергетик, один из авторов научно-популярного журнала "Знание - Сила", в настоящем - журналист и фантаст Карл Левитин. Его "Геометрическая рапсодия" появилась в 1984 году. Как раз к этому времени и относятся смутные воспоминания "советских интеллигентов", возможно, будущих "российских интеллектуалов" об Эшере. Достоверно имени художника никто не помнит, но все начинают сразу понимающе кивать, едва стоит заговорить о его рисунках.
Андрей Чежин. Пространство ЭшераК середине 1980-х относится и момент знакомства петербургского фотографа и художника Андрея Чежина. Впервые увидев каталог Эшера у художника Александра Вяземского, он был ошарашен не представимым, бредовым пространством голландца. Мир Эшера серьезно запал в сознание - фотограф начал думать, как реализовать математические парадоксы средствами фотографии. Только в 1996 году, работая над темой "Город-крест" с использованием надетой на объектив маски, Чежин получил негатив с изображением, напоминающим архитектурные гравюры странного художника, - с этого снимка начался цикл "Пространство Эшера". Помимо воображения и знания геометрических закономерностей, способов перевода многомерного пространства на плоскость, Чежину потребовался объектив с несколькими масками, оставляющими доступным для вспышки света только один незакрытый сегмент. Художник ходил по городу и снимал три, четыре, пять раз один и тот же сюжет на единственный кадр, всякий раз выбирая новую точку зрения, чтобы на негативе получился целый круг. Конечный результат чаще всего был непредсказуем: иногда орнамент, иногда архитектурные мотивы с лестницами, закручивающимися по спирали, или кристаллические решетки. Последнее время, исчерпав, практически все идеи, связанные с архитектурой, Андрей Чежин думает о том, чтобы реализовать еще одно достижение Эшера - натюрморт, превращающийся в пейзаж.

Ссылки по теме:
Математик на службе искусства [Елена Невердовская]
Математические мозаики
[Елена Невердовская]



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100