Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

16.07.2003
Новости культуры

Эрмитаж повернется лицом к городу
[Елена Невердовская]

Архитекторы и реставраторы рассказали о том, что ожидает восточное крыло Главного Штаба в недалеком будущем

Государственный ЭрмитажГосударственный Эрмитаж - город в городе. Мало того, этот город стремится к автономии, хочет стать мегаполисом, новым Вавилоном. На реализацию этого плана нацелена новая программа, которая так и называется "Большой Эрмитаж". Главный лозунг - все для посетителя. Реальные действия - приспособление большей части исторических зданий вокруг Дворцовой площади для нужд исключительно музейных - просвещения и досуга, развлечения и коммуникации. Посетителя будущего Большого Эрмитажа помимо залов с коллекциями и временных выставок будут ожидать галереи и лекционные залы, музейные кафе и рестораны, интернет-центры и магазины.
Одной из важных частей программы является реконструкция восточного крыла Главного Штаба. Здание, построенное в 1820 - 1830 годах по проекту классициста Росси, предназначалось для Министерств, служебных квартир, гостиниц и больниц. Бывший "офисный центр" был отдан Эрмитажу еще в 1989 году, но только сейчас архитекторы получили право вмешаться в творение знаменитого предшественника и в рамках дозволенного совершить подвиг новаторства, создать нечто небывалое.
Определить рамки для оперативного вмешательства Эрмитажу помогали многочисленные эксперты, архитекторы с мировым именем. Удивительно, что самые большие экстремисты оказывались закоренелыми консерваторами: они предлагали оставить все как есть. Трудно сказать, по счастью ли, но их не послушали. Решили: менять и вмешиваться будут, - и тут на ответственные головы в Комитете по охране памятников и прочих экспертов с правом голоса посыпались многочисленные проекты. Все отмели, за исключением одного, особенного. Авторский коллектив во главе с Олегом Явейном взяли на вооружение традиционные русские придумки, идеологию Северной Пальмиры, архитектурное мифотворчество главной просветительницы - Великой Екатерины.
При проектировании архитекторы руководствовались правилом: самые оригинальные, авангардные вещи чего-то стоят только тогда, когда опираются на национальную культуру. Вдохновлялись они Малым Эрмитажем - его висячими садами, анфиладами, трансформирующимися комнатами, укромными местами, в которых любили уединяться эрмиты-отшельники. Все это провозглашается не просто как ультрасовременная форма интерьера. Сценарий гораздо шире - архитекторы строят музей.
В музее будущего весь первый этаж повернется к музею спиной, лицом к городу - такой эвфемизм употребил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, не желающий говорить о коммерческом предназначении площадей. В восточное крыло Главного Штаба можно будет проникнуть с Невского и Дворцовой, с Большой Морской улицы и с набережной Мойки. Какой сервис будет ожидать посетителя никто точно еще не знает, все верят в одно, что он будет самого высокого качества. Главный вход в залы Эрмитажа, посвященные искусству XIX и XX веков, будет расположен внутри одного из пяти дворов колодцев. От колодцев, правда, не останется и следа - они превратятся в главную анфиладу выставочных залов, отделенных друг от друга большими дверьми - это одно из самых загадочных новшеств проекта (никто из авторов реконструкции не признался, будут ли эти двери высотой с четыре этажа вообще, или этот плод фантазии даже в предпроектном состоянии будет зарезан экспертами). Второе нововведение - это стеклянная плоская крыша, при первом же взгляде на которую, возникает вопрос, уместна ли она в питерском климате?. Предельно откровенно на это ответил Олег Явейн: "о таких идеях сами архитекторы говорят "не дай бог построят", но технологически все вполне решаемо".
Больше всего при демонстрации проекта реконструкции восточного крыла Главного Штаба говорилось о садах. Именно сады, расположенные на уровне второго этажа, должны стать центральным маршрутом для всех посетителей. Не обязательно, разбитые в английском или французском духе растительные сады. Архитекторы нафантазировали сады руин, камней, скульптур, рисунков на песке и много чего другого. От этой магистрали, как сад расходящихся тропок, будут проложены дорожки и лестницы на экспозицию, основой которой станет коллекция французской живописи, размещенная в настоящее время на третьем этаже Зимнего дворца. Сказать что-либо более достоверное, как же будет выглядеть музей XXI века - затруднительно. Больше знать, чем Михаил Пиотровский невозможно, а ему "проект ясен только 76%". Остается только ждать реализации, то есть - буквально 3-4 лет, и тогда причаститься настоящей царской жизни, полной дворцовых тайн, стать туземцем-эрмитом, своим среди картин, камней, скульптур и кругов на тонком песке.

Справка:
Генеральным проектировщиком выступила Архитектурная мастерская "Студия - 44". Разработка реставрационных разделов: "Архитектурная Студия Михайлова". Конструктивных разделов: конструкторское бюро "СИЛКО". Инженерных разделов: ЗАО "Петро Инжиниринг". Авторский коллектив проекта: О. И. Явейн, В. И. Лемехов, П.С. Соколов, В. В, Хмелева, при участии И. В. Голышевой, Д. П. Косова и О.В. Шориной.

Цифры:
Завершение проекта - ноябрь-декабрь 2003 года.
Реализация первой очереди проекта: 2006 - 2007 гг.
Финансирование из кредитов Всемирного банка, экспозиционная часть - из фондом Эрмитаж-Гугенхайм.
Стоимость первой очереди - $ 14 млн.
Стоимость всего проекта "Большой Эрмитаж" - $ 120 млн.
Общая площадь архитектурного массива, включающего пять зданий и пять внутренних дворов, - 38200 кв. м, из них 23% будут "обращены к городу". Из этих 23% только 60-70% будут сдаваться внаем коммерческим структурам.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100