Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

16.07.2005
Новости культуры

Бизнес сделал ставку на героев
[Елена Невердовская]

МАРТа в Херфорде. Фото Максим РайскинВ среднеевропейском городе Херфорд (65 тыс. жителей) открыт новый музей современного искусства, мебели и дизайна МАРТа. Архитектор – американец Фрэнк Гери. Художественный директор – бельгиец Ян Хоэт. Первый - деконструктивист, покончивший с традициями модерна, автор иконы современной архитектуры – музея Гуггенхайма в Бильбао. Второй - куратор самой экономически прибыльной кассельской Документы 1992 года, создатель музея СМАК в Генте.
В метрополиях Гамбург, Кельн и Мюнхен откликнулись на это событие крайне болезненно: "Не иначе, как в Херфорде!", "Мировое искусство в захолустном городке". Каждый из них, без сомнения, хотел бы иметь своего Гери, каждый не отказался бы заполучить финансово успешного и эстетически изощренного бельгийского интеллектуала. Почему, собственно, так повезло средневековому городку на реке Аар, обязанному своим появлением паре аббатств и никак в истории не прославившемуся?
Хотя в Средние века Херфорд и не попал в летопись, но в экономической истории Новейшего времени ему уделено место: с начала прошлого века он является важнейшим производителем мебели. По оценкам статистики на Херфорд приходится 20 % производимой в Германии мебели и 60% современных кухонь. Благодаря разработанной современной системе транспортировки немецкий производитель стал привлекательным партнером для всей Европы. Две крупнейшие выставки – мебельной индустрии и доставки – являются барометров в отрасли.
МАРТа в Херфорде. Фото Максим РайскинЭто и послужило причиной зарождения в 1996 году мысли основать "Дом мебели". Идея обустроить постоянно действующий форум для дизайнеров, производителей и доставщиков мебели принадлежит министру-президенту Северного Рейн-Вестфалии Вольфгангу Клементу (в настоящее время министр экономики Германии). Десять фирм основали "Общество содействия развитию мебельного дизайна, искусства и культуры", призванное в лучших традициях знаменитого немецкого Баухауза связать воедино коммерцию и чистый арт. Звеном могло стать только имя – именно поэтому общество пригласило к участию двух звезд, Фрэнка Гери и Яна Хоэта. Именно они задали проекту новое, решающее направление. Не иначе как музей, центр и форум должны быть помещены под одну крышу. Не иначе как Мебель, ART и ambiente зашифрованы в аббревиатуре МАRTa.
Не удивительно, что в городке, основанном в 789 году, строительство велось не на пустом месте – точкой сборки нового музея стал старый архитектурный памятник. Удивительно – по крайней мере, для россиянина – другое: охраняемым достоянием является индустриальное здание, построенное в 1950-е годы местным архитектором. Скромная, четырехэтажная фабрика послужила "пирсом", вокруг которого вздыбились волны Гери из кирпича, бетона и стали. Стоимость этого железобетонного моря площадью 7 тыс. кв. метров – 29 миллионов евро, в финансировании приняли участие коммуна Херфорда, члены "Общества содействия развитию мебельного дизайна, искусства и культуры" и частные лица. На планирование ушло 3 года и еще 4 на постройку.
"Второе Бильбао", – констатировали скептики, недовольные тотальным насилием деконструктивистских объемов над типичным бюргерским ландшафтом. "Кирпичные колоссы задавили старый архитектурный памятник, фабричный фасад скрылся за стальным частоколом, в архитектурном диалоге Гери беззастенчиво присвоил себе первую роль"…
"МАРТа Гери не навязывает себя зрителю, не возвышается над окрестностью, - восхищаются поклонники современной архитектуры, - а покоряют гармоничным сочетанием самодостаточности и респекта по отношению к историческому ландшафту". L'hommage европейскому прошлому – это красный кирпич, парящая над рекой терраса. Верность себе – отсутствие углов и окон, дырявящих чистый объем, приоритет здания как скульптуры над зданием, как строением. То есть приоритет субъективного над безличным. Архитектор как суперстар, новый герой современного медиа-мира.
Именно героическое и субъективное – точно так же, как Гери, - выбрал художественный директор музея Ян Хоэт в качестве центральной оси для формирования первой выставки "Мои (личные) герои". Что еще позволило бы объединить разноплановую коллекцию изобразительного искусства и собрание образчиков современного дизайна?
Выставка герои вМАРТе в Херфорде. Фото Максим РайскинГероическое всегда было в центре внимания изобразительного искусства, и настоящее время – не исключение, только место "божеств" стали все чаще замещать медиальные идолы. Героическое скомпрометировано, осмеяно и заново со смертельной опасностью провозглашено Уорхолом. Героическое пережито, как архаическое Йозефом Бойсом. Как мистическое, интеллектуальное, экзистенциальное. Но в то же самое время экспозиция подвергает сомнению само существование героя. Подмена: идол, кинозвезда, жертва, убийца. И постепенно Хоэт подводит к мысли, что герои и творения, а равно как и все подмены живы только тогда, когда есть наблюдатель, который не только увидел, но и формально зафиксировал свои наблюдения. И в этом контексте формального, функционального подхода наблюдатель, (кто бы он ни был, художник, архитектор, репортер, сценарист) – дизайнер.
И все же дизайн, как полагает бельгиец, должен рассматриваться не как область чисто рационального и коммерческого, а гораздо шире – как поле экспериментального творчества. В такой трактовке именно искусство становится в классификации на ступень ниже, его автономия ставится под сомнение, а роль посредника и инструмента рассматривается, как достойная "главного Оскара". Искусство, одним словом, - последний герой, провокатор медиального шума, инициатор скандалов и прецедентов. И в этом контексте МАРТа – пространство для столкновения "автономии" и "функции", "оригинала" и "репрезентации", "мобильности" и "музеификации", "декоративности" и "наррации".
Надо сказать, идея "героического и субъективного" уже сработала. Первый урожай скандалов уже собран. Предприниматели, вложившие деньги в столь необычный бизнес, пока не считают прибыли, до этого еще очень далеко, но наслаждаются порожденной волной, завистью признанных центров культуры и ожидают, что принесет им завтрашний день. Правительства и коммуны других городов, разволнованные чужим быстрым стартом, пришли в движение. Сработало то, на что ставили Гери и Хоэт.
Дальнейший же коммерческий успех зависит от активности Центра дизайна, Союза деревообрабатывающей промышленности, центра по разработке искусственных материалов и от многого другого, что также расположено в стенах МАРТа.
Так что следующий ход – за индустрией.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100