Rambler's Top100
 
   

17.08.2001
Артишок

Об удовольствии и его факторе на четырех колесах
Максим Райскин

"Деньги - ничто, имидж - все", так, или примерно так, можно обозначить основной посыл выставки под названием "Миф Мерседеса - от функции к дизайну", открывшейся на прошлой неделе в Гамбургском Дайхтерхалле. Выставлены там не распространенные или так называемые "престижные" марки вроде Мерседес 600, но спортивные и чуть ли не коллекционные Мерседесы купе, которых на улице не встретишь. Сверкающий хром обшивки, изящные линии кузова, матовый блеск фар. Поклонники Остапа Бендера, как говорится, могут отдыхать: автомобиль - это роскошь и только роскошь, а никакое не средство передвижения.
Тем не менее, организаторы выставки стремились не столько показать широкой публике внутреннюю жизнь дизайн-бюро, в которых проектируется Мерседес, сколько пытались описать его как миф или, как отмечает "Шпигель", фетиш для немцев: внешний лак или внутреннюю кожу, "фактор удовольствия на четырех колесах". Неудивительно поэтому, что технические новинки вроде Mercedes SL, предоставленные спонсором - концерном "Даймлер Крайслер", на выставке соседствуют с рисунками Уорхола или свидетельствами из жизни звезд, повествующими о роли в их жизни такой, скажем, изящной безделушки как "Миллениум Фалькон" или "Серебрянная стрела".


Впрочем, немецкая пресса настроена по отношению к выставке более чем критично. В качестве основных претензий выдвигается то, что для показа достижений дизайна выставка слишком монотематична и даже монотонна, а для художественного события - насквозь пронизана консьюмеризмом. Не удовлетворяет немецких журналистов и позиция директора Дайхтерхалле Феликса Зденека, утверждающего, что автомобиль в данном случае не что иное, как произведение искусства, о чем, в частности, свидетельствуют и работы Уорхола из серии "Cars". Однако, тот же Уорхол рисовал эти автомобили в 1986 году по специальному заказу фирмы "Даймлер Бенц", которая таким оригинальным образом решила отметить свой столетний юбилей. Таким образом, рисунки представляют собой скорее род рекламной продукции, чем произведение искусства. Тезис же о том, что выставка имеет своей целью лишний раз продемонстрировать тесную взаимосвязь искусства и бизнеса, тоже звучит не особо убедительно и вряд ли кого может сейчас поразить. Ну продемонстрировали еще раз, а дальше что? Кроме того, немецкие критики, все как один, отмечают схожесть выставки с банальной рекламной акцией "Даймлер Крайслер", о чем свидетельствует и текст в каталоге, написанный в духе PR-брошюры, и то, что к открытию была приурочена презентация последней спортивной модели уже вышеупомянутого Mercedes SL, и то, что проект, как указано в том же каталоге, "без участия "Даймлер Крайслер" был бы невозможен".
Сомнения немецких критиков вполне понятны. Как известно, все, в конце концов, превращается или может превратиться в бизнес. В конце минувшего года две крупнейших мировых художественных институции - Музей Соломона Гуггенхайма и МОМА (Museum Of Modern Art) - открыли, соответственно, две выставки, посвященные двум известным модельерам, Армани и Версаче. В принципе, только за последний год можно припомнить еще несколько десятков подобных примеров, но дело не столько в примерах, сколько в тенденции. Эта связь больших корпораций и художественных институций действительно никого уже не удивляет, как это могло случиться еще в шестидесятые. Удивляет другое. Понятно, что искусство, если оно того стоит, рано или поздно превращается в дизайн, бизнес или другие общеупотребимые и социально востребованные формы деятельности. Или, по крайней мере, мимикрирует под них, просто для того хотя бы, чтобы обеспечить себя другой, более массовой, аудиторией. Но как бизнес может превратиться в искусство? Причем в такое, на которое валом валит публика, видимо для того, чтобы в тысячепервый раз насладиться рекламой кока-колы или почувствовать себя причастным к элите, как это происходит, в частности, с выставкой Мерседесов. Остается открытым вопрос, является ли это проникновение большого бизнеса в сферы, казалось бы, никак с ним не связанные, издержками позднего капитализма, с которыми ничего не поделаешь, или современному человеку для удовлетворения своих эстетических потребностей вполне достаточно банки колы в руке и Мерседеса в рекламном блоке перед вечерними новостями.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100