Rambler's Top100

17.11.2001
Выставки

История одного "болта"
Елена Невердовская

На выставке "Господа оформители", которая проходит сейчас в Смольном соборе, можно увидеть все то, что соответствует нашему представлению о театральном костюме прошлого века: оригинальный художественный замысел плюс исторические аллюзии или национальный колорит. Но в одной из витрин есть несколько экспонатов, которые выглядят совершенно иначе, чем привычные Снегурочка, Щелкунчик, Жар-птица, - они напоминают знаменитые окна РОСТА. Да и к их автору вряд ли применимо обращение "господин". Речь идет об эскизах костюмов к балету Д. Шостаковича "Болт", которые были сделаны Татьяной Георгиевной Бруни (1902 - 2001). Ее предыдущая деятельность была связана с "Молодым балетом" Дмитрия Баланчина, выдвигавшем в качестве основного требования максимальную выразительность оформления при крайней упрощенности изобразительных. Гротескная плакатная манера работы помогла художнице выиграть конкурс на оформление балета "Болт".
На самом деле не только костюмы удивительны. Необычна история самого балета: "Болт" появился в 1931 году по инициативе руководства Гатоба (аббревиатура настолько маскирует привычное академическое учреждение, привнося в него оттенок задорной революционности, что с трудом можно узнать Мариинку). Государственный Академический театр оперы и балета заказал Дмитрию Шостаковичу балет, отражающий действительность первой пятилетки и борьбу с пережитками прошлого. Постановщик Ф. Лопухов настолько вдохновился производственной темой, возможностью вывести на сцену "рабочий люд, который никогда не появлялся в балетном спектакле, цех завода, клуб, развлечения комсомольцев", что в революционном творческом порыве сотворил нечто более похожее на дивертисмент. Персонажами были не люди, а схемы: пьяница Гульба и бригадир-ударник Борис, поп Поднебесенский и Салопница, и уж совсем империалистические фигуры, этакие движущиеся плакаты, Японский и Американский флот.
Сюжет трогателен необычайно: пьяницу Леньку Гульбу и других лодырей, поддерживаемых попом, хотят выгнать из цеха; Гульба подговаривает паренька Гошку заложить в станок болт; это видит праведный бригадир, которого злоумышленник оглушает болтом, запирает в цехе и подставляет. Но добрый паренек оказывается достойным комсомольцем, он рассказывает всю правду, в заключении Гульбу сажают, а в цехе красноармейцы устраивают праздничный концерт.
По свидетельствам современников художественная интеллигенция, собравшаяся на премьере балета, одобрила авангардное танцевальное действие, но простой советский зритель еще не был готов воспринимать оттанцовывание производственных и армейских движений (к этому его приучат в более поздние не столько задорные, сколько серьезные советские годы - постановкой, например, оперы по "Целине" Брежнева и т.д.), поэтому "Болт" продержался только два месяца, затем был снят с репертуара.
Балет перестал существовать - осталась только сюита, которая впервые была исполнена в 1933 году в ленинградской Филармонии, а также эскизы и костюмы Т. Г. Бруни. И вообразить, что найдется кто-нибудь, захотевший его восстановить, очень трудно. Возможно, что зритель уже не осудит производственные "танцы" - терпит же он "Танцующую в темноте", но вряд ли воодушевится атмосферой первой пятилетки. Именно вот этой невозможностью повторения, исторической сиюминутностью и отличается "Болт" от "Федры" и "Жар-птицы", "Бориса Годунова" и "Щелкунчика". Классика она всегда классика, а от актуального остается одна только документация для истории.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100