Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

18.08.2004
Новости культуры

Смерть фотографа
[Максим Дынников]

Анри Картье-БрессонФотографа Анри Картье-Брессона, который умер месяц назад во Франции на 96-ом году жизни, принято сводить к его фотографиям, менее того - к "решающему моменту" фиксации им некого события. О личности его известно не так много. И это "не так много" лично Брессон никогда особенно не афишировал. Поэтому данный некролог, посвященный фотографу-личности, видимо, превратится в некролог-описание того, как у фотоизображений Брессона (тех, которые принято считать классическими в его творчестве) с момента их возникновения на фотобумаге не было автора. Хотя писать некрологи фотографиям - занятие бессмысленное. Они по своей природе некрологичны. По крайней мере, те из них, которые являются зрителю черно-белыми.
Автор-Брессон говорил, что не хочет что-либо доказывать своими фотоснимками, предлагая им высказываться самим. И они своим безупречным построением прекрасно все рассказывали. Без слов, объяснений - всей этой человеческой шелухи фотография Брессона лишена. Одно из высказываний "ушедшего" автора и умершего фотографа хочется привести в качестве демонстрации его отношения к своей работе:
"Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь "кухней". Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать - ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества - это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается".
Анри Картье-БрессонБольшого труда стоит не начать анализировать слова "тошнота", "манипулировать" и не скатиться к сомнительными кивкам в сторону французских философско-эстетических революций начала и середины XX века, рядом с которыми Брессон, как бы это правильней сказать, жил. И не будем скатываться. Просто скажем, что выискивать в творчестве "одного из основателей современной фотографии" бинарные оппозиции типа добро - зло, свет - тьма - еще более бессмысленно, чем тестировать его фотографию на некрологичность. Вокзал Saint-Lazare в Париже, пикник на берегу реки, велосипедист, проносящийся мимо лестничных металлических поручней, даже знаменитый "гарсон" с двумя бутылками и нереальным выражением на лице - не добрые и не злые изображения. Они - просто изображения. Память об озарении, но никак не документы, подтверждающие данное событие. Строго говоря, это и не событие, для подтверждения действительности события одной фотографии мало, нужен хотя бы еще один свидетель того, что оно произошло. А кто может похвастаться тем, что вместе с Брессоном видел тот поворот головы "гарсона с бутылками", который узрел фотограф? Это было переживание, мгновенное проживание лично Брессона (без уточнения какой именно частью его мозга) катарсиса. Возникшее и тут же закончившееся "бытие-для-Брессона".
"Фотография для меня - это моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию", - еще одна цитата из немногословного, к счастью, фотографа.
Тело его похоронено на частном кладбище небольшого городка Иль сюр ла Сорг на юге Франции, а наследством усопшего могут пользоваться все зрячие, точнее видящие. Брессон вольно или невольно оставил нам на память о себе многочисленные фотографии, а месте с ними акты наслаждения, акты созерцательной тишины и мгновенного пробуждения.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100