Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

18.09.2002
Выставки

Партия - шартарапка таралтан нур
[Елена Невердовская]

Вадим ОвчинниковВ Мраморном дворце проходит выставка Вадима Овчинникова (1951 - 1996), ленинградского и петербургского художника, поэта и писателя, "последнего героя", как сказала о нем петербургский художественный критик Екатерина Андреева. Он родился в казахстанском степном городе Павлодаре, в начале 70-х после армейской службы приехал в Ленинград, где стал работать сторожем и изучать живопись. Одним из его учителей был Соломон Россин. Время перемен, наставшее в середине 80-х, позволило художнику совершать не только мысленные географические путешествия, но и реальные - он пересек Соединенные Штаты, начав свое путешествие в Калифорнии, а закончив - в Нью-Йорке. Виды американских городов и ландшафтов - Нью-Йорк, Чикаго, калифорнийская пустыня, - представленные в залах музея ничуть не напоминают реальные пейзажи, скорее - это яркие видения, столь же фантастичные, как "Весна на Чукотке" или "Жизнь растений".
Помимо живописи в экспозиции можно увидеть произведения мэйл-арта - несколько десятков писем от неведомого адресата "Коллегия ДП", адресованные таким известным персонажам, как Тимур Новиков, Борис Кошелохов, Андрей Хлобыстин, Михаил Трофименков. Содержание этих посланий - самое разнообразное: от одной строчки "Стать в строй!" или утверждения "Создание Вселенной завершено" за подписью Ст. Бухгалтера, до фрагментов "шедевров" официальной советской литературы и журналистики. Среди особенно запомнившихся "перлов" - вырезанное из газеты стихотворение жителя Талды-курганской области, этакое горячее объяснение в любви к партии - "партия - шартарапка таралтан нур…" Или "прозаический" отрывок, напоминающий учебник русского языка для начальных классов, но судя по размеру шрифта - полноценное литературное творение: "На вокзале много народу. Это поезд дальнего следования. Комсомольцы едут в Сибирь на великую стройку. Поезд стучит колесами. Горячий ветер колышит и надувает занавески. Бегут провода. Мелькают поля, леса, реки. Кирилл лежит на верхней полке, смотрит в окно. Внизу сидит Андрей и читает журнал. А Слава уже познакомился со всеми в вагоне и бросается от одного окна к другому…"
Своим действием выбора и заключения в рамку (помещения в конверт) Овчинников сводил на нет тупость, бездарность и равнодушие реальности, превращая его в артефакт, в абсурдное независимое произведение.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100