Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

19.05.2003
Выставки

Эрмитаж превратился в террариум
[Елена Невердовская]

Карел Аппел "Птица и человек"В Эрмитаже открылась выставка "Группа "Кобра" и ее современники из собрания Стейделик музея в Амстердаме", ставшая первой остановкой экспозиции во время мирового турне. Как сказал на пресс-конференции директор нидерландского музея: "сегодня мы представляем наш бизнес". Следующими пунктами назначения командированных произведений станут Сингапур и Шанхай, Сан Паулу и Чикаго.
У входа в Петровскую галерею Малого Эрмитажа посетителей встречала живая змея. Кобра не слишком удивлялась вниманию к своей персоне, наверное, потому что Эрмитаж позаимствовал ее у зоопарка. Террариум со змеей - не единственный каламбур на вернисаже. На эту тему пошутил и Консул Королевства Нидерландов, заметив, - этой "Кобры" не стоит бояться.
Асгер Йорн "Гийом Аполлинер"Действительно, опасаться было нечего. Несмотря на официальное сообщение, что художники трех стран - Голландии, Дании и Бельгии - выступили в 1948 году против догм сюрреализма и магического реализма, модных в послевоенное время, и манифестировали в качестве образцов творчества спонтанное искусство, рисунки детей и умалишенных, их работы не кажутся ни излишне тревожными, ни безумными. На картинах, рисунках, коллажах - птицы, собаки и кошки, женщины и дети. Адепты "Кобры" утверждали примат цвета над формой, линии и пятна - над объемом. Один из основателей и вдохновителей движения датский художник Асгер Йорн написал в 1970-ом году: "Меня особенно интересует процесс живописи как бессловесного средства человеческого и духовного общения". На его полотне "Бабье лето" из спутанного клубка цветных нитей, из сочетания согревающего желтого с кобальтовым холодом рождается жаркий день. Его "Гийом Аполлинер" - это шар с тонкими струйками русых бровей, застегнутый на все пуговицы военного мундира. Работы теоретика группы "Кобра" Константа более сдержаны по колориту, решены, в основном, в темных тонах. Композиционно они выстроены так, что создают ощущение непрочности: малейшее движение и равновесие нарушится, все рассыплется, исчезнет "Птичья идиллия", "Кошка" убежит.
Сады и цветы, птицы и дети есть и на картинах голландских членов "Кобры" Корнея и Карела Аппела. Творчество этих художников представлено на выставке несколькими многочисленными работами. Это обстоятельство связано с особенностями приобретения произведений - Стейделик-музей в пятидесятых годах не имел финансовой возможности покупать работы зарубежных членов группы. Живопись датчан появилась в коллекции позже, благодаря усилиям следующих за Сандбергом директоров музея - Беерена и Фукса.
Помимо непосредственных членов "Кобры" в экспозиции можно увидеть произведения авторов, близких по духу к знаменитой группе, характеризующейся стихийностью и энергией. Это живопись абстракциониста Пита Ауборга и скульптуры Лотти ван дер Хаах.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100