Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

19.05.2003
Выставки

Оружейная коллекция
[Елена Невердовская]

Выставка "Для боя и парада" в Военно-историческом музееВ мире есть почти 1000 музеев, собирающих и хранящих оружие. Но только три из них - Военно-исторический музей в Петербурге, музеи в в Энфельде (Англия) и в Кобленце (Германия) - интересует полнота коллекции. Они собирают все: оружие любых эпох, любого назначения - боевое, охотничье, спортивное, полицейское…
Коллекция холодного оружия Военно-исторического музея уникальна - не только потому, что по численности единиц хранения она занимает первое место в стране. В собрании музея представлены образцы самого разнообразного оружия со всего мира. Часть из этого богатства - европейское холодное оружие 18 -20 веков - можно увидеть на выставке "Для боя и парада", куратором которой является Главный хранитель оружейных фондов, автор нескольких книг по истории холодного оружия Александр Николаевич Кулинский:
- Можно было бы традиционным способом представить материал, сопроводив его фотографиями и текстами, но мы решили отказаться от этого. В последнее время собственно оружие нигде не экспонируется - оно, как правило, служит иллюстрацией какой-то темы, какой-тот концепции. Если выставка историческая, то русское оружие дается как элемент униформы армии, а иностранное - как трофеи, заведомо худшие по качеству сабли, палаши и шпаги сваливаются в кучу вместе с трофейными же знаменами и штандартами. Здесь на выставке - оружейная коллекция. Это малая толика нашего оружейного фонда - максимум 3 % того, что есть. Коллекционный показ очень давно не делался. Если посмотреть фотографии старых музеев Императорской России, то для них был характерен именно коллекционный показ. Люди приходили смотреть предметы, а не читать тексты, как в книжке. В идеале можно было бы оформить выставку, как замковую коллекцию, стены музея это позволяют - но это по многим пунктам просто запредельное пожелание.
В стеклянных витринах можно увидеть: палаши, сабли, шпаги, тесаки, боевые ножи, наконечники алебард. На щите представлено древковое оружие - офицерские и унтер-офицерские алебарды, копья, кавалергардские пики. Экспозиция организована, во-первых, по хронологическому принципу, во-вторых, таким образом, чтобы были видны заимствования, мода на определенные типы оружия, тенденции:
- Время от времени появлялись эпохальные, знаковые. Как сейчас бы сказали образцы оружия. Появлялась какая-то разработка, особенно эффективная по боевым качествам, - и ее начинали копировать буквально все, она распространялась по всем армиям. А иногда никаких рациональных объяснений у всеобщих предпочтений не было - просто мода. В 18 веке определяющее влияние в сфере оружия оказывала Пруссия, германские государства. В 19 веке законодателями стали французы, с них многие копировали. Это началось с эпохи Наполеоновских войн.
Экспозиция позволяет увидеть и сравнить образцы французского и немецкого оружия, испанские и итальянские шпаги, немецкие и русские палаши. Рядом: простая солдатская шпага и декорированная офицерская.
- Россия на выставке представлена постольку поскольку - мы показываем то оружие, которое было в российской армии европейского типа, не показываем, например, кавказские шашки. Отказались для того, чтобы показать как можно больше иностранных образцов. Где их еще можно увидеть? - они не экспонируются нигде, ни под каким соусом. Есть образцы вооружения стран Прибалтики, Болгарии. Есть совершенно уникальные предметы - экспериментальные опытные русские образцы начала 20-го века. Они вообще были в одном экземпляре изготовлены. В Николаевскую эпоху искали новые образцы, разрабатывали на только боевое, но и парадное оружие. Эти уникальные образцы вообще никто никогда не видел и может быть, кому то это будет интересно с профессиональной точки зрения. Сейчас в Москве есть коллектив специалистов, которые при участии петербургских геральдистов пытаются разработать что-то для кремлевского президентского полка, какие-то новые образцы оружия. Чтобы не выдумывать, не изобретать велосипед - можно обратиться в музей. Именно здесь есть база для разработки подобных вещей. Проектируя новое оружие, новую униформу, необходимо соблюдать традиции, чтобы не получилось как в 1968 году - этот случай тоже иллюстрируется на выставке, - когда сделали оружие для награждения маршалов по образу австрийского.
Рядом с боевыми саблями и шпагами висят парадные - зачастую настоящие произведения ювелирного искусства. Парадное оружие было особенно распространено в Западной Европе: офицер вне строя мог носить нечто строго не регламентированное, не предписанное уставом. Особенно у французов - на выставке можно увидеть даже шпагу с фарфоровой рукояткой, которая носилась при камзоле. Вещь хрупкая, как чайная чашка, непрактичная одевалась несколько раз, а затем вывешивалась на ковре, для украшения интерьера. Рядом с субтильной прикамзольной шпажкой, более жесткая немецкая, напоминающая трость - она так и называлась "прогулочная" шпага. Древковое оружие - алебарды, копья, пики - в 18 веке уже перестало быть боевым, но еще какое-то время - до введения погон и эполет - было на вооружении в регулярной армии.
- Когда не было ни погон, ни эполет, офицера как-то надо было определять. По мундиру это сделать можно было не всегда, поэтому офицер и унтер-офицер был вынужден повсюду таскать с собой такую тяжеленную штуку. Это было знаком различия. Во время строевых учений алебарда унтер-офицера служила для равнения шеренги. Введение погон и эполет - конец 18 начало 19 века - совпало с отменой древкового оружия. Его сдали в арсенал, а потом переплавили - в результате сохранилось очень мало предметов. Если старые сабли еще могло прийти в голову использовать в качестве боевого, то пики и алебарды ни на что уже не годились. Сохранились эти предметы только в больших коллекциях - мы можем себе позволить показать 32 предмета.
Главный хранитель Кулинский, заметив, что выставка делалась исключительно для просмотра, а не для чтения, немного преувеличил. Кроме необходимых этикеток для каждого из 170 экспонатов, посетителю будет любопытны надписи, сделанные на клинках. Чуть-чуть эротики - непристойная надпись, выгравированная на французской прикамзольной шпаге, и немного экстрима - испанская наваха, откровенно обещающая: "Севилья надолго запомнит меня и моего хозяина".



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100