Rambler's Top100
   

19 октября
Новости культуры


Халил Алтиндере "Танец с табу", МДФ, комп. графика, 1997 г.

 

Арт-рынок или как "все будет хорошо"
Максим Райскин

О чем говорят два немецких банкира, встретившись после напряженного трудового дня? Исключительно об искусстве. А о чем говорят в подобной ситуации художники? Конечно же, о деньгах - о чем же им еще говорить. Шутка эта, не так давно привезенная из Европы, как нельзя более точно характеризует тот, ставший уже очевидным и в России, факт, что денежный подтекст, еще десять лет тому назад до неприличия табуизированный в культуре, окончательно утвердился в качестве одного из важнейших ее компонентов.
Неудивительно поэтому, что темой русско-английской конференции, организованной отделением Британского Института в Петербурге, стала все та же животрепещущая и до боли знакомая тема современного искусства и денег. Собравшиеся 16 октября в Институте Pro Arte арт-критики, галеристы, художники, кураторы, арт-дилеры, а также представители Законодательного собрания и городской администрации проговорили на эту тему около четырех часов. Самым удивительным было то, что в отличие от других подобных мероприятий, нельзя сказать, что докладчики были скучны, а к концу выступлений в аудитории остался один слушатель.
Первое, что стоит отметить, - девяносто процентов всех выступлений были предельно содержательны и конкретны. Депутат Законодательного собрания Леонид Романков поведал слушателям, что никакого законодательного регулирования рынка современного искусства не существует: все, что есть, - это четыре федеральных и два городских закона, касающиеся того, "кто является субъектом культуры", "как осуществляются государственные закупки произведений искусства", таможенных правил по ввозу и вывозу культурных ценностей и печально известной городской ставки на аренду для учреждений культуры. Алексей Генцлер, директор петербургской фирмы "Артерия", занимающейся импортом-экспортом произведений современного искусства, подправил депутата, сказав, что постановления таможенного комитета не утверждаются Минюстом, и поэтому не имеют силу закона. Единственным же законодательным актом в этой сфере является закон "Об авторском праве и смежных правах", как раз и определяющий право продажи и покупки авторских произведений, в том числе и искусства. Доклад Елены Малявиной, представителя Комитета по культуре, был еще более лаконичен чем доклад Романкова: она ограничилась перечислением программ городской администрации, направленных на поддержку искусства. Впрочем, сухость выступления вполне компенсировалась тем фактом, что гласности были преданы имена грантополучателей, а обнародование сумм, полученных известной питерской культурной институцией "Пушкинская-10", вообще вызвало бурю эмоций.
Сообщения английских участников по своей конкретности вполне могли конкурировать с выступлениями представителей законодательной и исполнительной ветвей власти. Сэди Коулз, владелица одноименной лондонской галереи, и Катрина Браун, куратор центра современного искусства в Данди, не пытаясь особо теоретизировать, рассказали о своей работе, коротко остановившись на ее приоритетах и специфике.
Доклады питерских художественных деятелей тоже были на редкость вразумительны. Ольга Кудрявцева, владелица галереи Д-137 на Невском проспекте, посетовала на сложности, связанные с продажей произведений современного искусства: нет покупателей, а те, что есть, предпочитают покупать произведения не в галерее, а прямо у художников, что гораздо дешевле. Николай Кононихин, создатель крупнейшего Интернет-портала по культуре Петербурга, поделился стратегиями раскрутки современного искусства через масс-медиа. И даже Тимур Новиков не раздавал "Художественную Волю" и не призывал чествовать Савонаролу, дипломатично ограничившись разделением рынка искусства на реальный и виртуальный. Не преминув, разумеется, упомянуть, что в отношении второго, более правильно употреблять не искусствоведческие термины, но - хорошо известную "феню": "откат", "наезд" и прочий бизнес-сленг.
Единственным исключением и своего рода жемчужиной стало редкое по своей эмоциональности выступление редактора журнала НоМИ Веры Бибиновой, в докладе которой можно было выделить две основные линии: желание "заработать немножко денег" и чрезвычайный интерес к "человеческому фактору". А также к словарю Даля, в котором она пыталась почерпнуть определение того, что же называется "культурной политикой". Недоумевая относительно того факта, что "откат", о котором так долго и упорно говорили неоакадемисты, пока так и не начался, Бибинова закончила свое выступление сакраментальной фразой - "все будет хорошо". Присутствующие с ней согласились, поскольку такого напора никто не ожидал.
Таким образом, подытожила куратор от Британского совета Анастасия Буданок, "по крайней мере, мы единодушны в том, что современное искусство не равняется рынку современного искусства, и все же этот рынок значим для него, как ничто другое, иначе бы мы столько о нем не говорили".



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100