Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

20.02.2006
Кино и видео

Сумасшедший принц и римейк, каких не было
[Андрей Кудряшов]

"Волга Волга" - римейк "тоталитарного мюзикла" Григория Александрова и продолжение арт-проекта Владислава Мамышева-МонроНа прошедшем в начале этого года 35-ом Международном Роттердамском Кинофестивале легендарному клубу "Сине Фантом", была посвящена специальная программа CINE FANTOM Day, в рамках которой прошел ряд ретроспектив и состоялось несколько премьер. Новые фильмы синефантомовцев теперь покажут в Москве.
22 февраля в Клубе состоится премьера третьей главы культового "Видеоромана" Бориса Юхананова. Вслед за встречей с "Сумасшедшим принцем Фассбиндером" и "Сумасшедшим принцем Японцем" нас ждет встреча с "Сумасшедшим принцем Эсфирь".
Снятый на первые в России VHS-ные камеры, этот фильм сегодня неожиданно и неизбежно оказывается актуальным. Да и как иначе могло статься с историей путешествия двух чеченцев в Псков, зафиксированной на магнитную пленку в далекие 80-е? Перипетии их путешествия с фатальностью мифологемы перетекают в эпизод другой истории – библейской, и заглавной героиней фильма естественно становится Эсфирь.
"Это ткань, в которой рождается нового типа энергия – может быть, та, которую искал Триер в своих экспериментах с видео (и не нашел). Сочетание сверхкрупных деталей лиц и общих планов пейзажей, радикальное обращение с камерой, соединение нарочито постановочных – практически перформансов – сцен и сцен, кажущихся документальными, подсмотренными – можно продолжать перечисление особенностей языка и стиля – все это создает никогда мной не виденный тип рассказа – рассказа о сумасшедшем поколении" - отмечает уже сейчас, спустя 20 лет другой чеченец.
Еще один факт обращает на себя внимание – Эсфирь в свое время стала одной из первых героинь русского светского театра и таким образом фильм можно считать скрытой ссылкой на театральный опыт Юхананова, основавшего в свое время первую независимую театральную школу.
"Видеороман 1000 кассет. Сумасшедший принц" снимался-писался Б.Ю. с 1986 по 1989 год. Отдельные "главы" дописывались-доснимались в 90-е. Принцип работы над каждой "главой" подразумевал съемки матрицы (одноразовый акт) и веер монтажных вариаций к ней, то есть многократное и разнообразное монтажное обращение с материалом матрицы. В 80-90-е годы были созданы двадцать так называемых "матриц-глав".
В 2000-м году Б.Ю. приступил к работе по изданию полной версии видеоромана, что подразумевает уточнение общей структуры, последовательности глав и монтажа вариаций, сделанных на их основе. Эту работу он предполагает завершить в 2007 году.

"Новыми русскими дадаистами" окрестила европейская пресса, в частности, телеканал Arte, Павла Лабазова и Андрея Сильвестрова – авторов фильма "Волга-Волга", мировая премьера которого так же состоялась в Роттердаме. Его можно будет увидеть 8 марта в клубе Сине Фантом и 10 марта в Культурном Центре ДОМ. Эта картина является не только римейком знаменитого "тоталитарного мюзикла" Григория Александрова, но и продолжением арт-проекта Владислава Мамышева-Монро. Впрочем, сами режиссеры говорят о том, что римейком в традиционном смысле "Волга-Волга" не назовешь, это скорее внутренняя провокация, деконструктивное переосмысление известного фильма, оставляющее неизменной форму и травестирующее его содержание.
Главную роль в новой "Волге-Волге" сыграл сам Монро, художественный метод которого позволяет ему примерять на себя маски известных персонажей массовой культуры – от Достоевского до Мэрилин Монро. Любовь Орлова – одна из самых излюбленных его личин, и теперь образ советской кино-дивы воплощен художником не только в бесконечной серии фотографий, но и на большом экране, "переплавлен" в целый ряд персонажей – Любовь Орлову, "советскую Марлен Дитрих", Монро и сельскую девушку Стрелку. Ее (их) голова (говорящая и поющая) лихо внедрилась в сюжет фильма, в его черно-белые пролетарские ценности, в его псевдоклассический картонный стиль. Вокруг этой головы, как картина на гвозде, вертятся смыслы и контексты, ломается старая логика, организуя новый шутовской ракурс с проекцией на путинскую Россию. Белые колоннады шлюзов канала Москва-Волга, пароход "Иосиф Сталин" и даже статуя В.Ленина обретают скепсис декораций, а гордые советские люди, отчаянно плывущие в далекую и желанную столицу на всесоюзный конкурс самодеятельности, становятся похожими на толпу революционеров-оборванцев, у которых может быть и нет цели, но есть песня.
Музыка к "Волге-Волге" создана Эдуардом Сивковым. В озвучивании кинокартины участвовали солисты ансамбля Дмитрия Покровского – Сергей Жирков и Елена Сергеева.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100